3 исторические типы философии. Исторические типы философии
Введение......................................................................................................... 3 стр.
1. Предмет философии ……………………………………………..............4 стр.
2. Становление и развитие философии..................................................…..5 стр.
3. Исторические типы философии …...........................................................7 стр.
Заключение…………………………………………………………………..9 стр.
Список использованной литературы………………………………………10 стр.
ВВЕДЕНИЕ
Реальный процесс возникновения развития и смены философских идей изучает особая наука - история философии. История философии - это история самосознания человеческой культуры, т.е.в конечном счете, сама мировая история, но не в эмпирическом, а вущностном, категориальном выражении. Отражая историю человечества, в истории мировой философии ставились и решались разные проблемы, которые по-разному и ставились и решались. Философское наследие актуально и по сей день, имеет непреходящую ценность.
Философия имеет большое значение, так как является стимулятором развития общества. Благодаря философии родилось множество наук, без которых существование современного общества невозможна; она дала жизнь: математике, этике, физике, гуманитарным наукам, биологии, химия –философия без лишней скромности является родоначальникам всех наук, так как она научила размышлять и думать. Современный человек обязан знать как зарождалась колыбель наук, философов, философские учения. Поэтому изучение философии Индии, Китая, Греция имеет огромное значение для людей которые хотят мыслить свободно, без предубеждений.
Философия стран Востока и Античная философия - это фундамент, благодаря которому мировое общество находятся на таком развитии, на котором она находятся сегодня. Изучая философию мы можем наблюдать, как изменялась философия тех или других регионов из-за их географического положения, политического строя, развития отношений в обществе. Тезисами и понятиями, которые родились в светлых головах философов не одно тысячелетие тому назад, мы пользуемся и сегодня в различных сферах. Актуальна философия и сегодня так как сколько будет жить человек он будет требовать ответы, он будет философствовать; великие умы будут создавать в мыслях общество, которое будет идеальным, будут давать критерии добра и зла, укажут границу двух противоположностей, и когда мы найдем ответы на все свои вопросы – мы познаем блаженство и радость. Пока жив хоть один человек - будет жить по моему мнению царица наук - Философия!!!
1. Предмет философии
Предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности - природы, общества, человека, отношения объективной действительности и субъективного мира, материального и идеального, бытия и мышления.
Предметную область философии нельзя зафиксировать до изучения самой философии. Вопрос о том, что изучает философия (что такое философия), является одним из центральных самой философии. В известном смысле философия сама создаёт и уточняет свой предмет. Если сопоставлять между собой по этому критерию различные философские традиции, то обнаружится, что в позитивной части между ними мало общего. Они едины только в констатации того, что философия говорит о чём-то таком, о чём не говорят все прочие науки и искусства. Так, например, для Канта предметом философии была критика разума, установление его границ, а для Фейербаха - критика религии, выявление её земных корней.
Философия - это такая область духовной деятельности, которая основывается на особом, философском типе мышления, лежащем в основе философского познания, и на самостоятельности предмета философии. Философия не обладает таким же предметом как, например естественные науки, в том смысле, что предмет философии не локализован в пределах той или иной конкретной области знания. Однако предмет у философии есть, и принципиальная невозможность указанной его локализации составляет его специфическую особенность.
Эта та область духовной деятельности человека, в основании которой лежит рефлексия над самой деятельностью и, следовательно, над ее смыслом, целью и формами и, в конечном счете, над выяснением сущности самого человека как субъекта культуры, то есть сущностных отношений человека к миру.
Философия возникла с перенесением основного внимания человека в его отношении к миру, т.е. на человека, познающего, преобразующего и творящего мир. С течением истории конкретное наполнение этой общей специфики философского предмета неоднократно обновлялось, наполнялось новыми смысловыми нюансами, но всегда в основе философского знания лежала установка на выяснение связи между человеком и миром, т.е. на выяснение внутренних целей, причин и способов познания и преобразования мира человеком.
Таким образом, философия - это не просто научная дисциплина, а еще и специфический тип мышления и даже своего рода философский эмоциональный настрой, система мировоззренческих чувств.
2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ФИЛОСОФИИ
Философия как особый тип мировоззрения и специфическая структура общественного сознания - продукт довольно позднего развития человечества. В первобытном обществе ее не было, хотя и можно говорить об элементах философствования, содержащихся в мышлении древних людей. Вообще-то, философствование свойственно каждому из нас, а не только специалистам. В архаичные времена мировоззренческая потребность человека выражалась в попытке, на основе растущих знаний, переосмыслить суеверия и мифы, соотнести их с реальными делами и заботами своего рода. Эти элементы философствования были включены во всю совокупность относительно целостного, нерасчленённого (синкретического) сознания первобытного человека наряду с моралью, искусством, религией. Постепенно в мифологическом мировоззрении обозначились две тенденции: одна преобразовывала традиционные верования в более четкие религиозные представления, другая формировала в общественном сознании так называемую предфилософию. В дальнейшем происходит выделение из предфилософии и специализированного знания (науки). Это обусловливается развитием абстрактного мышления, усложнением общественно- исторической практики, необходимостью более глубокого понимания действительности, усиливающейся дифференциацией знаний.
Термин "философия" в переводе с греческом языка означает любовь к мудрости (phileo - люблю, sophia - мудрость). Слово "философ" впервые употребил греческий математик и мыслитель Пифагор (ок.580-500 гг. до н. э) по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни.
Первые философы появились в VII – VI веках до нашей эры – значит, история философии насчитывает более 2500 лет. Некоторые мыслители (напр., Гегель) полагали, что философия развивается путём филиации (отпочкования) одной идеи от другой, совершенно независимо от действительного хода вещей и жизненной практики людей. Некоторые же авторы (В.М. Шулятиков), отвергая самостоятельное существование философской мысли, считали, что все мировоззренческие понятия (материя, дух, движение и др.) можно вывести непосредственно из уровня производительных сил и классовых интересов. Между тем дело обстоит значительно сложнее. В истории развития философских воззрений обнаруживаются специфические закономерности. Укажем на некоторые из них.
Во-первых, мир философии не следует рассматривать как хаотическую совокупность непространственных и вневременных случайно возникающих взглядов и идей. Философия как особое явление духовной культуры выражает в абстрактно-обобщённом виде содержание конкретно-исторического общественного бытия, социальной реальности вообще. Но это крайне опосредованное, самостоятельное отношение сознания к миру, во многом несущее характер личностного восприятия мыслителем действительности.
Во-вторых, в совокупности сменяющих друг друга оригинальных учений, образующих историко-философский процесс, имеются и воспроизводятся в новых условиях некоторые традиционно общие мировоззренческие проблемы. Их решение стимулируется и возобновляется появляющимися духовными средоточиями (идеалами, ценностями, идеологиями и др.) в реальной жизни общества. Средоточия в мире культуры бывают исторически длительно сохраняющимися (верования, традиции, символы, ценности, образы философской мысли и др.). Многие же духовные средоточия дискретны, временны, возникают «на злобу дня», обслуживают «социальный заказ», обусловливаются специфическими обстоятельствами жизни человека (философа, писателя, художника и т.д.).
Различия в духовных средоточиях по-разному сказываются в отношениях между различными мировоззренческими учениями. Различия эти могут проявляться в виде прямого отрицания, преемственности, воспроизведения, обобщения, интеграции, дифференциации конкретных идей и социальных идеалов и т.д. Данные характеристики многоаспектно обнаруживаются в историческом развитии философии.
Зарождение философии по моему мнения происходило по мере развития общества людей, чем прогрессивнее становилось общество, тем большее количество членов задумывалась о вещах которые они не могли понять, а если не могли понять, значит боялись, и нужно было то что им объясняла суть вещей которую они не могли понять, и чем больше общество становилось на путь прогресса, тем больше вопросов возникало у людей. Множество вопросов и нужно было систематизировать, чтобы они не противоречили один одному, появились люди которые начали размышлять – эти люди и делали фундамент для рождения «Философии».
3. Исторические типы философии
Философия древнего мира, включающая в себя:
Индийскую философию
Китайскую философию
Античную философию
Философия средневековья
Философия эпохи возрождения
Философия нового времени 17 века
Философия эпохи просвещения
Европейская философия 19 века
Современная философия 20 века.
Каждый из этих этапов философии отличался рядом особенностей:
* Античная философия - развивалась под влиянием,
С одной стороны - мифологии,
С другой - формирующейся в Древней Греции науки.
* Средневековая философия - развивалась в тесной взаимосвязи с
религиозной формой сознания, господствующей в тот исторический период.
* Философия эпохи Возрождения (15-16 в.в.) - развивалась под сильным
воздействием искусства. Именно тогда начинается новое прочтение античной
литературы; эстетический подход играет большую роль в формировании взглядов
гуманистов.
* Философия Нового времени (17 в.) - для неё характерна ориентация на
науку. Причём под наукой понимали экспериментально-математическое
естествознание, которое существенно отличалось от античной и средневековой
науки, ещё не знавших эксперимента.
* Философия эпохи Просвещения (18 в.) - основывается на критике религии,
теологии, её важной функцией явилась идейная подготовка французской
революции. Большое значение придаётся разуму как двигателю общественного
прогресса.
* Европейская философия 19 века - выступила в качестве «критической
совести культуры», а её ведущие представители не просто сумели проникнуть в
суть коренных интересов современников, но и встала на их защиту, включились
в борьбу за решение серьёзных исторических задач. Этот период
характеризуется тем, что мир начинает принимать форму индустриальной
цивилизации - в странах Европы идёт смена общественно-политического строя
(феодальные основы общества меняются на капиталистические).
* Философия 20 века - характеризуется новым этапом западноевропейской,
русской философии и связями с именами философов экзистенциалистов,
неофрейдистов, с идеями философии жизни, идеологии франкфуртской школы и
т.д. Новая эпоха с её ценностями и представлениями отразилась в философских
По Гегелю философия есть «эпоха, отражённая в мышлении». При всём
своеобразии этапов философии в разные периоды в развитии мысли сохранялась
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, что позволяет говорить о ЕДИНСТВЕ историко-философского
процесса.
Говоря о генезисе (греч. Genesis - происхождение, возникновение)
следует отметить, что философия формируется в тот период, когда традиционно
Мифологические представления становятся неспособными удовлетворить новые
мировоззренческие запросы.
Менялись социально-экономические условия, рушились старые формы связи
между людьми, они требовали от индивида выработки новой жизненной позиции.
Философия и была одним из ответов на это требование
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Становление и развитие философии происходило при появление первых людей, которые задумывались над необъяснимыми явлениями, долгое время философия шла рядом с религией, в ней было множество предубеждений религиозного и политического характера, например философия Древней Индии - в которой общество состояло из каст, высший слой общества заняли пришлые завоеватели, и они не могли допустить в умах соотечественников мысли о равенстве, о идеальном государстве Философы Китая начинают задумываться о идеях, которые принесут спокойствие и блаженство в обществе, но они находятся еще под влиянием религии и взглядами «избранных».
Философия Античности зарождалась под влиянием философии стран Востока, но развиваясь она получила полную свободу, чем внесла огромный вклад в развитие мирового сообщества, в Древней Греции возникает множество взглядов, идей; зарождаются различные науки. Философии Древней Греции - это фундамент мировой культуры.
Список использованной литературы
1. Введение в философию, часть 1 - М.: Изд-во политической литературы, 1989.
2. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М.: Высшая школа, 1980.
3. История философии. /Пер. С чешского под ред.И. И. Богута - М: Мысль. 1995.
4. История философии: Запад-Россия-Восток (Книга 1. Философия древности и средневековья).М., Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1996.
5. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII - начала XIX века. М.: Высшая школа, 1989.
6. Радугин А.А. Философия - М. Изд-во Центр, 2001
7. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. М.: Высшая школа, 1996.
Исторически первый философ 6й век до н.э.) -воздух...
Исторические типы философии (4)
Курсовая работа >> ФилософияИсторические типы философии философия как феномены восто
Реферат >> ФилософияТема 2. Исторические типы философии . Древнеиндийская и древнекитайская философия как феномены восточной... в интеллектуальном поиске. Становлению философии способствовали развитие производительных сил... слов, сочинение об историческом событии, трактат на...
Понятие мировоззрения, его структура, функции и исторические типы
Реферат >> ФилософияТо, что в различных исторических типах философии и философских учениях предмет философии имел и имеет свои... реальности. ТЕМА 2. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ (Ч.1) 2.1 Философия Древнего Востока. Понятие философия Древнего Востока включает...
Исторически известны три основных типа философствования, которые развивались параллельно и одновременно в каждой человеческой цивилизации, а потому вовсе не исключают друг друга, а в соответствии с принципом дополнительности лишь дополняют друг друга в самых различных отношениях. Чаще всего у них свой собственный категориальный аппарат, своя аксиоматическая система, вследствие чего взаимная критика оказывается попросту некорректной, а потому не достигающей цели. Вот эти три этапа философствования: 1) миропонимание , осуществляемое в рамках «философии науки» и представленное на современном этапе сциентистски ориентированной философией (материализмом, позитивизмом, натурализмом); 2) мироощущение, осуществляемое в рамках «философии жизни» и представленное на современном этапе экзистенциалистски ориентированной философией (экзистенииализмом, персонализмом, философской антропологией); 3) миропостижение , осуществляемое в рамках «религиозной философии» и представленное на современном этапе теологически ориентированной философией (неотомизмом, теологическими учениями различных религий). В итоге получается научная, антропологическая и религиозная философия, или, что то же самое, но в другом синонимическом ряду: сциентистская, экзистенциальная и теологическая философия, причем изначально неясно, какая именно терминология возобладает или появится новая.
Первый шаг в этом направлении сделали в русской философии авторы «Введения в философию» (под редакцией И. Т. Фролова, часть первая), разграничив миропонимание и мироощущение, но не как крупные исторические типы философствования, за которыми стоят научная и экзистенциальная философии, а как «то и это» в структуре современной философии. Остается, следовательно, сделать следующий шаг и признать (или постулировать) миропостижение как третий основной тип философствования, за которым полноправно и равноправно стоит религиозная философия, дабы получился полный набор трех основных исторических типов философствования. В подтверждение этого можно привести следующие соображения.
Лица, склонные к точным фактам, к научному доказательству, предпочитают миропонимание (сциентистская ориентация), лица же, склонные к анализу собственных внутренних переживаний, к саморефлексии, предпочитают, как правило, мироощущение (экзистенциальная ориентация), а лица, склонные к религиозному мистицизму, выбирают миропостижение (теологическая ориентация). Но так как в обществе представлены все эти три типа людей, то в итоге каждая человеческая цивилизация обладает всеми этими типами философствования. Уже в античной древности миропонимание было представлено космологической школой философии, атомистическим учением Демокрита и Левкиппа, мироощущение — учением Протагора о человеке как «мере всех вещей», а миропостижение - учением Платона об идеях. Три основных исторических типа философствования - научный, антропологический и религиозный - прослеживаются не только в каждую историческую эпоху одновременно и параллельно, но проявляются также в смещении акцентов внимания при смене исторических эпох. Так, в средние века преобладала религиозная философия (связь философии с религией: «Философия - служанка богословия»), в эпоху Возрождения преобладала антропологическая философия (связь философии с искусством: ренессансный гуманизм), а в Новое время возобладала научная философия (связь философии с наукой: «Знание - сила!»).
И дальше эта тенденция продолжается вплоть до наших дней. Попытка синтезировать эти три потока философствования, представив их как единое мировоззрение, достойна всяческого поощрения, однако эта попытка может быть успешной лишь на начальной стадии развития новой философской школы, поскольку в дальнейшем среди философов непременно возьмут верх личные, индивидуальные склонности и предпочтения упомянутого троякого типа, и в результате вновь произойдет разделение философской школы на три рукава - научный (сциентистский), антропологический (экзистенциальный) и религиозный (теологический).
Научный, антропологический и религиозный типы философствования - результат вовсе не убедительности тех или иных аргументов, а личного, индивидуального выбора, который проистекает от субъективных склонностей человека, его врожденного темперамента, черт характера, социальной среды, воспитания, образования, жизненной судьбы, конкретных обстоятельств и ситуаций, сродни «установке» Дм. Узнадзе. Вот почему рационально мыслящий человек большей частью исповедует сциентизм, поэтически чувствительные натуры - экзистенциализм, а мистик - обычно ту или иную религиозную философию. Эта закономерность проявляется до такой степени отчетливо, что в одной и той же стране, в одно и то же время наличествует богатое многообразие философских направлений, течений, школ и всякого рода «измов». Их параллельное сосуществование тем самым не только оправдано, но и необходимо в дальнейшем, в сколь угодно отдаленном будущем, дабы удовлетворить мировоззренческие устремления внутренне неодинаковых, по-разному ориентированных людей. По сути дела за этими тремя типами философствования стоят три стороны человеческой психики: познание («хочу знать»), чувства (эмоциональное переживание своего «Я», своего пребывания в мире) и воля (желание волевым усилием проникнуть в сущность мира - «трансцензус»). Каждая из трех разновидностей философствования может быть символически представлена (или обозначена) - для лучшего понимания их сути - в виде трех известных изречений:
научная философия - «Хочу все знать!»
антропологическая философия - «Познай самого себя!»
религиозная философия - «Познай в себе Бога!»
Различие между научным, антропологическим и религиозным типами философствования хорошо прослеживается как на содержательном, так и на формальном уровне. Содержательно это различие иллюстрируется конкретным примером отношения трех типов философствования к смерти человека. Так, для научной философии смерть человека - это нормальный, естественный физиологический процесс угасания, остановки и прекращения жизни, свойственный всем сложным живым организмам, проходящим путь от рождения, молодости и зрелости к старости и смерти. Когда у человека как биологического существа ослабевают все основные жизненные функции: зрение, слух, память, моторика, репродукция, появляются всякого рода старческие недуги, заболевания сердца, сосудов, почек, печени, желудка, обмена веществ и т. д. и т. п., - вполне закономерно наступает смерть немощного человека, сперва клиническая смерть, затем агония и, наконец, финал - летальный исход. Ничего особенного, с точки зрения научной философии, здесь не происходит, этот процесс известен любому врачу, ежедневно сталкивающемуся вплотную со смертью (Мечников, например, описал собственную смерть, свое умирание - с карандашом и листом бумаги в руке), и даже рядовому человеку, теряющему на протяжении своей жизни близких, друзей, соседей и участвующему в присущих каждому народу ритуалах похорон, погребения, поминовения и т. д.
Совершенно иначе смотрит на смерть антропологическая, экзистенциальная философия, для которой смерть человека - это величайшая вселенская, космическая катастрофа, конец мира, поскольку этот мир сконцентрирован в данной личности, это обвальный крах всего сущего. Наконец, для религиозной философии смерть человека - всего лишь уход из этого бренного мира в иной, лучший, более совершенный мир, приближение к Богу. Здесь признаются бессмертие и переселение души и даже воскрешение из мертвых. Совершенно очевидно, что это три разных подхода к объяснению и оценке человеческой смерти - материалистический, психологический и спиритуалистический, хотя, разумеется, принципиальное различие не только в этом, а во всей философской проблематике.
На формальном уровне различие научной, антропологической и религиозной философии проявляется в их категориальном аппарате, который за многие века успел окончательно сформироваться и даже закостенеть, став почти традиционным, с оттенком предрассудка. Набор философских категорий того, другого или третьего типа способен однозначно определить, к какому основному историческому типу философствования принадлежат эти категории. Так, например, если перед нами такие специфические категории, как материя, движение, пространство, время, причинность, закономерность, возможность, действительность, развитие, верификация, фальсификация и другие, то это наверняка научная философия. Если же нам попадаются категории Я и не-Я, абсурд, заброшенность в мир, жизненный порыв, воля к власти, интуиция, свобода, ответственность, вина, бегство от свободы, самость, идентичность, озабоченность, тревожность, одиночество, страх смерти, пограничная ситуация и т. п., то это явно «философия жизни», или экзистенциальная философия. Наконец, такие категории, как Бог, мировой разум, высший разум, абсолют, абсолютный дух, божественная эманация, Провидение, откровение, творческий акт, интеллигибельный мир, потусторонний мир, рай, ад, греховность, второе пришествие и т. п., определенно свидетельствуют о религиозной философии. И хотя есть немало философских категорий, общих для всех трех типов философствования (Вселенная, мир, разум, сознание, познание, истина, заблуждение и другие), но и в таком случае в эти категории вкладывается разный смысл представителями научной, антропологической и религиозной философии.
Объединенные по такому типовому признаку философские категории образуют устойчивые философские системы, существенно отличающиеся друг от друга как набором элементов системы, так и способом структурной связи их между собой и с предшествующими системами родственного типа. В итоге складывается ситуация, когда философские системы родственного типа, разделенные во времени веками и тысячелетиями, ближе друг к другу по всем основным своим параметрам, нежели философские системы, современные друг другу, но принадлежащие к разным типам философствования. Это обстоятельство до такой степени бросается в глаза и очевидно, что само может служить индикатором для различения основных исторических типов философствования.
В связи с этим необходимо рассмотреть, как выглядят на фоне трех типов философствования антитеза материализма и идеализма, диалектический и метафизический методы. В принципе они находят свое место внутри упомянутых типов то как полностью или частично совпадающие с ними (материализм - научная философия, субъективный идеализм - антропологическая философия, объективный идеализм - религиозная философия), то как общие для всех трех типов (диалектический и метафизический методы философского анализа). Но есть и такие философские системы, как аналитическая или критическая философия, которые трудно отнести конкретно к тому или иному типу философствования. При всем том всякого рода философских «измов» так много, что выяснение вопроса, куда они больше тяготеют, - задача неблагодарная и под силу только специалистам в области истории философии.
Для полноты изложения следует остановиться на фактах и соображениях, не укладывающихся в приведенную схему. Вот некоторые из них.
Во-первых, известно, что, если не считать первого поколения позитивистов (О. Конт, Г. Спенсер), которое в общем и целом тяготело к материализму и в России XIX века признавалось материалистическим, то уже второе поколение позитивистов (Р. Авенариус, Э. Мах, Дж.-Ст. Милль), а в особенности третье их поколение (неопозитивизм «Венского кружка») таковым не считалось. Неопозитивисты объявили важнейшие категории материалистической философии «метафизическими фикциями», «псевдопроблемами», выдвинув на передний план логический и лингвистический анализ (логику, семиотику, семантику). К тому же претензия неопозитивизма на «научность» не шла дальше «философии науки» (сошлемся на книгу видного представителя «Венского кружка» Ф. Франка «Философия науки»). Между тем «философия науки», по существу, означает философско-методологический анализ и интерпретацию достижений науки, наподобие того, как это делается с социологических позиций в «социологии науки» или с экономических позиций - в «экономике науки» и т. п., то есть это один из аспектов современного науковедения. Термин же «научная философия» означает, по сути дела, нечто весьма отличное от «философии науки», а именно: здесь не философия привлекается для объяснения и анализа научных достижений, а, наоборот, научные достижения привлекаются для философских обобщений, для обоснования, подтверждения философских выводов. Например, космологический «антропный принцип» (Картер, 1969: «Я мыслю, следовательно, я существую и существует мир с его нынешними параметрами и мировыми константами») годится для обоснования и подтверждения реальности мира в существующих его параметрах; закон сохранения и превращения материи и энергии привлекается для обоснования вечности, несотворимости и неуничтожимости мира; функциональная асимметрия двух полушарий головного мозга человека привлекается для обоснования и подтверждения существования двух уровней человеческого познания - чувственного и абстрактного и т. д.
Выходит, что объединение в одну группу «научной философии» материализма, позитивизма и натурализма исторически и по смыслу недостаточно обоснованно, а в некоторых случаях и невозможно. Между тем это не совсем так. Уже то, что первые позитивисты были близки к материализму, весьма симптоматично; далее, аргументация второго поколения позитивистов обнаружила в XX веке свою несостоятельность, а что касается третьего поколения позитивистов, то тот же XX век дал впечатляющие примеры встречного движения неопозитивизма и материализма, когда материализм признал несомненные достижения неопозитивистов в различных областях науки (математическая логика), лингвистической философии, а неопозитивизм снял некоторые свои слишком крайние или одиозные утверждения. Но достаточно и того, что к середине XX века неопозитивизм, при всех своих плюсах и минусах, практически сошел с философской арены вместе с натурализмом, а материализм продолжает существовать до сегодняшнего дня вот уже 2,5 тысячи лет как «научная философия».
Во-вторых, экзистенциализм встречается атеистический (то есть почти материалистический) и религиозный (то есть почти объективно-идеалистический). Отсюда следует, что экзистенциальная философия потенциально может быть отнесена и к научному и к религиозному типу: философствования, следовательно, ее выделение в отдельную группу ставится под сомнение. На это можно возразить, что ссылка на атеизм мало что доказывает, поскольку известно, что один из основоположников «философии жизни» Ф. Ницше со своим безбожным принципом «Бога нет, следовательно, все дозволено» ни на йоту не стал от этого «научным материалистом»; равно как и Ж.-П. Сартр, атеистический экзистенциалист, не стал, однако, по причине своего атеизма последовательным материалистом. Другими словами, нельзя ставить знак равенства между материализмом и атеизмом. И наоборот, даже такой религиозный экзистенциалист, как Н. Бердяев, в своих сочинениях оперировал не теологическими (богословскими), а экзистенциальными категориями. Вместе с тем тот факт, что признанный родоначальник европейского экзистенциализма С. Кьеркегор был датским священником-теологом, говорит о том, что предложенное разграничение основных исторических типов философствования (научная, антропологическая и религиозная философия) нуждается, по-видимому, в дополнительных критериях различения, чтобы исходный тезис мог считаться доказанным.
В-третьих, религиозная философия, помимо того, что у нее имеются точки соприкосновения с экзистенциальной философией, претендует в какой-то мере и на действительную или мнимую научность, в особенности в католическом мире, в форме неотомизма, пытающегося опереться на авторитет науки; существует папская академия наук в Ватикане, присуждаются ученые степени магистра и доктора теологии. И так обстоит дело не только в католической религии, но и во всех остальных теологиях, что снова ставит вопрос о правомерности разграничения основных исторических типов философствования. Между тем с религиозной философией дело обстоит гораздо проще, чем в двух других случаях: тут достаточно лишь сослаться на Бога-творца на любой иерархической ступени эволюции или назвать свою философию теософией, демонологией, монадологией или иным религиозно-мистическим учением, чтобы считаться религиозной философией. Хотя, с другой стороны, верно и то, что теология сама по себе уже есть религиозная философия, поскольку пытается судить о сущности мира и месте человека в этом мире: что такое мир и какое место мы, люди, занимаем в этом мире.
Как известно, истина одна - не существует двух, трех или четырех истин об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении. Между тем, как видим, при рассмотрении предмета и сущности философии высказываются не одна, а несколько различных, порой противоположных, несовместимых точек зрения, претендующих на истинность. Однако ни какого противоречия в этом нет, поскольку научная, антропологическая и религиозная философия апеллируют к различным сторонам человеческого сознания, удовлетворяя запросы и потребности познания, чувств и воли («тройственная истина» взамен средневековой «двойственной истины»). Поневоле приходится вспомнить знаменитое изречение Им. Канта: «Я ограничиваю знание, чтобы открыть дорогу вере». Очень часто, по давней традиции, это изречение трактуется так, будто здесь имеется в виду религиозная вера. Представляется, однако, что здесь под «верой» подразумевается не только и не столько религиозная вера (при буквальном прочтении Канта), а вообще любое допущение о «первых началах», «причине всех причин», сущности и смысле бытия. Следовательно, эту кантовскую «веру» следует истолковать как возможность выбора: поскольку однозначных ответов на эти «метафизические», в кантовском понимании, «проклятые вопросы», нет, то от человека зависит, какой из возможных ответов (а их по меньшей мере несколько десятков) он предпочтет по своим духовным склонностям, образованию и жизненному опыту. Это и есть то, что имел в виду Иммануил Кант.
В заключение подчеркнем, что все три разобранных исторических типа философствования - научный, антропологический и религиозный - потому и называются философиями (причем совершенно равноправными и равновероятными по отношению друг к другу), что все они, хотя и по-разному, отвечают на вопрос о сущности окружающего мира и месте человека в этом мире. А это и есть главное предназначение философии в человеческом обществе.
Историю философии можно сопоставить с ростом дерева, но такого, в котором каждая ветка причудливо изменяется во времени, приобретая при этом свою форму и окраску. Более того, со временем некоторые увядшие ветви получают новую жизнь, начинают зеленеть. При этом рост этого дерева обусловлен не только той питательной средой, которая содержится в общественной практике во всем ее многообразии, но и в определенной степени внутренними "катаклизмами", борьбой двух течений: материализма и идеализма.
В целом эволюция философских воззрений является хотя и противоречивым, но поступательным процессом, в котором было и так: позитивные изменения в одном отношении сопровождались поворотом вспять в другом. В итоге это порождало достаточно сложные философские конструкции. Например, в идеалистических школах проявляли себя прогрессивные тенденции, а в материалистических, напротив, взрастали регрессивные.
В данном разделе будут представлены основные партии и школы в философии, их содержание, а также исторический путь становления и развития рассматриваемой науки.
Обращение к истории философии необходимо, так как это позволяет при разумном осмыслении совершать меньше мировоззренческих и методологических ошибок и успешнее разрешать современные проблемы, возникающие в познании и позитивном преобразовании мира.
ГЕНЕЗИС ФИЛОСОФИИ
В результате изучения материала данной главы студент должен:
знать
- содержание и этапы развития философии, философские партии и основные школы философии, в том числе и развитие философской мысли в России;
- выдающихся представителей философской мысли;
- содержание учений выдающихся философов прошлого;
- основные направления современной философской мысли;
уметь
- применять полученные исторические знания для осмысления философских проблем;
- самостоятельно изучать и анализировать философскую литературу в целях саморазвития и совершенствования профессиональной культуры;
- анализировать противоречия в развитии философии;
владеть навыками
- определения мировоззренческой роли достижений и открытий в области наук;
- использования законов возникновения, развития мысли, а также правильного мышления, выводного знания, аргументации;
- анализа различного вида и уровня используемой информации;
- работы с документами и другими источниками, позволяющими получать истинные или достоверные знания.
Становление философии и ее первые системы
На самой ранней стадии формирования человеческой культуры создавались и утверждались различные мифы, в основе которых лежала не абстрактная мысль, а, как отмечал А. Ф. Лосев, "аффектный корень". Миф, по мысли русского ученого, являлся выражением каких-то жизненных и насущных потребностей, бытием личностным или, точнее, образом бытия личностного, личностной формой, ликом личности .
Можно сказать, что сопричастность личности к созданию мифов, представлению и изображению вещей, событий, явлений, процессов, образований с бесконечно разнообразными формами являлась основой для возникновения и развития философских воззрений. Мифологическое личностное сознание определяло содержание мировоззрения, которое в чувственно- наглядной форме рисовало картину мира как некоего пространства, где проявляли себя антропоморфные силы. В этой картине человек занимал вполне определенное место лицедея, играющего конкретную, значимую роль.
С развитием и усложнением общественных отношений, с совершенствованием уклада жизни создаются предпосылки для появления сознательного теоретического отношения к миру, к осмыслению отношения и взаимосвязи человека со средой своего бытия. При этом данное отношение и роль человека уже должны были рассматриваться в сложной динамике деятельностного взаимодействия. Это выходило за рамки мифологии и требовало философского подхода, который предполагает поиск ответов па вопросы о взаимосвязи компонентов мира, сути и причинах его развития и требует выявления тенденции этого развития.
Материалистический подход к истории позволяет утверждать, что элементы философского осмысления мира возникали еще в глубокой древности на основе уже сложившегося к тому времени мифологического мировоззрения. Это происходило в ряде древних государств, к которым прежде всего следует отнести Древний Египет, Шумеры, а также Элам, Ассирию и некоторые другие. Правда, содержащиеся в имеющихся тогда воззрениях компоненты философии нельзя в полном смысле слова называть философией. Именно поэтому в истории философии данный период в развитии философского знания называют предфилософским.
Собственно философские воззрения впервые сформировались в Древней Индии, Древнем Китае, Древней Греции.
До нас основные положения древнеиндийской философии дошли через и посредством Вед (т.е. "знания") - священных книг, написанных приблизительно в XV-VI вв. до н.э. и содержащих наиболее значимые идеи и категории философии Древней Индии (рис. 2.1).
Известны четыре Веды: Ригведа - книги гимнов; Самаведа - книги напевов; Яджурведа - книги жертвенных формул; Атхарваведа - книги заклинаний. Помимо религиозных гимнов ("самхит"), Веды также включают в себя описание ритуалов ("брахманы"), книги лесных отшельников ("араньяки") и философские комментарии к Ведам ("упанишады", дословно означающие "у ног учителя"), представляющие с точки зрения философии наибольший интерес.
Рассмотрим основные категории, заключенные в Ведах и составляющие основу философии Древней Индии. В соответствии с положениями древнеиндийской философии основой мира является Рита - закон эволюции и порядка, а также этический закон всеобщей взаимосвязи и последовательности всех процессов. Это космический закон всех живых существ. Рита субстанциональна по отношению к миру.
Рис. 2.1.
Безличное духовное начало мира - Пуруша , т.е. "первочеловек", возникший из хаоса. Пуруша является промежуточным этапом между хаосом и материальным миром. Его глаза стали Солнцем и Луной, дыхание породило ветер, из его тела возник мир. Также Пуруша - это первичная энергия, чистое сознание, в отличие от пракрити - сознания материального.
Брахма-Космос - это Бог, творящий мир, выдох и вдох которого ассоциируются с бытием и небытием, а чередующиеся жизнь и смерть, длящиеся но 100 лет Брахмы (миллиарды земных лет), - с абсолютным бытием и абсолютным небытием.
Сансара (санскр. samara - перерождение, круговорот, блуждание, прохождение через нечто) - это приносящий страдание процесс бесчисленных перерождений личности и бессмертной ее души. Она может перемещаться
в различные тела: растения, животных, людей. Сансара означает мирское бытие, взаимосвязь всего живого. В связи с этим цель человека - выйти из этой череды перерождений, покончив со страданиями.
Карма - закон судьбы, предопределяющий жизнь человека. Карма проводит человека через испытания, совершенствуя душу до уровня мокши - высшего нравственного уровня развития души. Такая душа называется махатма. На карму можно влиять своими поступками, характер которых "улучшает" или "ухудшает" ее. Плохие поступки влекут в будущем беды, хорошие - формируют благоприятные условия для человека и в целом позитивно сказываются даже на Космосе.
Атман - частица Брахмы-Творца, божественный неизменный компонент души человека. Другой компонент души - маиас , возникающий в процессе жизни и подверженный как позитивным, так и негативным изменениям.
В Ведах, кроме рассмотренных мировоззренческих положений, содержатся и социально-философские обобщения. К таким выводам приводят, например, следующие высказывания: "Того, кто пашет, плуг делает сытым"; "Дорогу осилит пешком идущий"; "Поучающий брахман достигнет большего, чем непоучающий"; "Щедрого друга должно предпочесть нещедрому" ; "Тот, кто говорит правду, подобен тому, кто изливает топленое масло на зажженный жертвенный огонь" * .
Есть основание утверждать, что Веды оказали влияние на всю индийскую философию. Первые философские школы в Индии появились приблизительно в период с VII по I в. до н.э. Часть этих школ признавала веды в качестве священных книг и по содержанию воззрений может быть названа ортодоксальной. К таким школам относились санкхья , йога, веданта, вайшешика, миманса, ньяя.
К школам, которые не считали Веды священными, хотя содержание знаний, содержащихся в них, не могло не быть знакомо их ученикам, можно отнести буддизм , джайнизм, чарвака.
Во взглядах представителей философских школ Древней Индии было немало общего, по многое и различало их позиции.
Например, веданта (санскр. vedanta - конец или цель Вед) обозначает совокупность религиозно-философских, по сути ортодоксальных, школ и учений индийской философии. Их основу составляла концепция "брахмана-атмана", в которой утверждается тождество первичного абсолюта- брахмана (космической души) и индивидуальной души познающего его субъекта - атмана. Правда, в одном случае брахман тождественен "я", в другом - "я" является частью брахмана, в третьем - "я" лишь обусловлено брахманом. Однако в целом веданта может считаться наиболее значительным и влиятельным философским учением Древней Индии. Более того, ее можно признать философским базисом индуизма , являющегося сегодня одной из наиболее распространенных национальных религий мира.
Значительный интерес для осмысления философских воззрений представляет и санкхъя (санскр. samkhya - число, перечисление, расчет), являющаяся одной из наиболее древних философских школ. Ее основоположником был мудрец Капила , который жил в VII в. до н.э. Согласно воззрениям данного учения в основании всей реальности находятся два начала: идеальное - пуруша, материальное - пракрити. При этом оба начала несо- творимы и неуничтожимы. Пракрити состоит из трех гунн: саттва, раджас, тамас. Человек не воспринимает их, но подвергается воздействию гунн через объективный материальный мир. Веру в Бога санкхья отрицает, ибо его существование недоказуемо.
Интересным и значимым в плане развития философских воззрений является то, что в данном учении происходит осмысление следующих компонентов предметной области философии.
- 1. Причинно-следственная зависимость в процессах, образованиях и явлениях реального мира. Сторонники санкхьи убеждены в том, что следствие содержится в причине еще до того, как оно возникает.
- 2. Соотношения социального "я" и его материальной основы. Сторонники санкхьи считают, что человек только в силу своего невежества связывает свою душу, свое "я" с телом. При этом возникает следующее соотношение: страдания тела "я" ошибочно воспринимает как свои собственные. В связи с этим человек должен стремиться к освобождению от страданий через постижение истины.
Нельзя не охарактеризовать и такое учение, как йога (санскр. yoga участие, единение, сосредоточение, порядок, глубокое размышление). Оно выражено во всесторонне разработанной системе упражнений, позволяющей человеку достичь состояния освобождения от материального мира, обеспечивая душе способность слиться с пурушей, "я" человека - с высшим "Я".
По своему философскому потенциалу йога в значительной мере повторяет санкхыо. Однако, в отличие от последней, утверждает существование Бога как высшего "Я". Йога исходит из того, что микрокосм - человеческая душа - во многом повторяет космическое тело Вселенной. В связи с этим осознанное стремление человека усовершенствовать себя позволяет ему найти свое место в среде космических процессов. Важно только овладеть способностью изменения самого себя. Для этого йога обосновывает определенный алгоритм действий для человека:
управление дыханием, температурой, сердечно-сосудистой деятельностью и т.д.;
- - фиксированное в определенной фигуре положение тела - асана; созерцание определенного реального или мыслимого объекта - оха-вана ;
- - состояние транса (резкое изменение ментального и эмоционального состояния) - дхъяна;
- - особое сосредоточенное состояние психики, в котором она приобретает необратимость психических процессов, - самадхи.
Первое, материалистическое содержание философских воззрений отражено в учении такой школы, как Чарвака - Локаята (санскр. chawaka-lokayata направленный только на этот мир, имеющий хождение в народе), возникшей в середине I тыс. до н.э. и являвшейся древнеиндийской системой, не признающей священность Вед.
Чарвака объясняет мир взаимодействием четырех элементов: земли , воды , огня и воздуха. В результате при их соединениях, осуществляемых в различных пропорциях, возникают все вещи материального мира, в том числе и души. Представители данной школы считали, что человек своими органами чувств ничего, кроме материи, не воспринимает. Следовательно, сознание - это свойство материи. Кроме нее, в мире ничего нет. Получается, что выполнение религиозных обрядов не имеет смысла.
Этическим философским воззрением является и Буддизм , ибо раскрывает и обосновывает мир бытия людей посредством моральных ценностей. Данная система воззрений была основана Сиддхартхой Гаутамой Шакьямуни, который получил статус Будды, т.е. "постигшего истину", "просветленного" .
Основная идея философских воззрений буддизма ориентирована на совершенствование человека, отвращение его от желаний, ибо они несут страдания. Будда в ходе странствий и размышлений сформулировал четыре благородные основы своего учения:
- - жизнь полна страданий;
- - причины страдания - это желания, которые включают в себя жажду славы, удовольствия, наживы;
для избавления от страданий человеку следует пройти Благородный восьмеричный путь.
- - правильное видение - понимание четырех благородных истин и своего пути в жизни;
- - правильные намерения - твердая решимость изменить свою жизнь;
- - правильная речь - избегать лжи, грубых и пошлых слов (слова влияют на душу);
- - правильное действие - непричинение никому зла, согласие с собой и другими;
- - правильный образ жизни - честность во всем, соблюдение буддистских заповедей (не убий; не укради; будь целомудренным; не лги; нt употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ);
- - правильное умение - усердие и трудолюбие;
- - правильное внимание - контроль над мыслями, которые влияют на дальнейшую жизнь;
- - правильное сосредоточение - медитации, в ходе которых осуществляется связь с космосом.
Представляется важной и онтологическая идея этой совокупности воззрений - дхарм , т.е. групп элементов, которые порождают телесные формы, ощущения, понятия, отпечатки кармы, сознание. Они нt существуют отдельно друг от друга, но в различном сочетании составляют вес представление человека о себе и окружающем его мире. Вся жизнь человека - это не что иное, как непрерывный поток дхарм. Постоянное изменение их соотношений формирует постоянно меняющиеся ощущения, впечатления и мысли человека.
В I в. до н.э. буддизм раскололся на два течения: а) хинаяну - "узкий путь спасения", "малая колесница", обусловливающая личное спасение, ориентированное на монашеский образ жизни; б) махаяну - "широкий путь спасения", "большая колесница", не требующая монашеского образа жизни и доступная для многих людей.
Буддизм распространился не только в Индии, но и в Китае, Юго-Восточной Азии, а также в иных регионах.
Значительное место в истории философии занимают философские воззрения Древнего Китая (рис. 2.2), среди которых можно выделить даосизм , конфуцианство , легизм , моизм.
Рис. 2.2.
Основателем даосизма считается Лао Цзы (конец VI - начало V в. до н.э.), имя которого в разных переводах звучит как "Старый учитель", "Старый мудрец". Основные положения учения Лао Цзы изложены в философских трактатах "Даодэцзин" - учении о дао и дэ. Дао - это
мировой закон, путь, по которому развивается мир. Данная субстанция не нуждается ни в каких других причинах бытия, так как содержит два противоположных взаимообусловленных начала: ян - мужское, активное (духовного характера) и инь - женское, пассивное (материального характера). Дао включает пять стихий: огонь , земля , металл , вода , дерево (в некоторых вариантах место земли занимает воздух).
Другим основополагающим понятием даосизма наряду с дао является дэ как своеобразное проявление дао. Дэ - это энергия, исходящая от дао благодать, способ преобразования дао в окружающий мир.
Ци эго исходный хаос, субстанция Вселенной, порождающая противоположные инь и ян, взаимодействие которых образует стихии огонь , землю , металл , воду , дерево и весь мир. Единичные предметы образуются из ци и в ней же после своего разрушения растворяются.
Дао - это путь, закон и идеальная субстанция Вселенной, в которой он проявляется через дэ, преобразуя первоначальный хаос в строгий порядок, привычный мир. Все подчинено единому закону, взаимосвязано, иерархично. В этой системе Человек занимает свое скромное, но законное место: он подчиняется законам Земли , которая подчиняется законам Неба, строго следующего законам дао. Так как возникновение и исчезновение мира, формирование и разрушение составляющих его единичных вещей подчиняются единому и незыблемому закону дао, человек не в силах повлиять на объективные процессы, в том числе и общественные, ибо он всего лишь частичка, одно из проявлений вселенской "материи". Следовательно, самое правильное отношение к миру, отражающее высшую мудрость - это недеяние, молчаливый покой. Это можно выразить в афоризме "Знающий - молчит, говорящий - не знает".
Социально-этический и правовой аспекты даосизма выражаются в предписании послушания подданных правителю, подчинения их законам, ведь подлинное счастье, заключающееся в познании истины, возможно при освобождении от страстей и желаний.
Значимые в истории развития философии воззрения заключены и в конфуцианстве, основатель которого Кун Фу Цзы (в европейской транскрипции Конфуций) жил в 551-479 гг. до н.э. Его основные философские мысли изложены в книге "Лунь Юй" ("Беседы и суждения").
Учение Конфуция носит прежде всего социально-этический характер, хотя в нем присутствует и онтологический аспект. Так, основываясь на культурной традиции Китая, в соответствии с которой в мире все вещи и явления должны соответствовать своим именам, Конфуций обосновывает мысль, что "вещи и их имена необходимо приводить в соответствие друг другу". Формально это выглядит следующим образом: "Правитель должен быть правителем, министр - министром, отец - отцом, сын - сыном".
Социально-этический идеал конфуцианства состоит в следующем: "Благородный муж требователен к себе, ответственен, достоин высшего доверия, готов жертвовать собой ради блага других людей, с окружающими у него хорошие отношения, его жизнь и смерть - подвиг, он преклоняется перед Небом, Великими людьми, Мудростью". В противоположность ему "низкий человек" требователен к окружающим, думает лишь о собственной выгоде, мелочен, не может и не стремится к взаимопониманию с людьми, не знает законов неба, презирает великих людей, не прислушивается к мудрости, кончает жизнь позором.
Все без исключения люди должны вести себя в соответствии с "золотым" правилом нравственности: "Поступай по отношению к другим так, как ты хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе".
Что касается легизма (этимологически название учения происходит от латинского legis, родительного падежа lex - закон, право), то это учение законников. Наиболее значимыми представителями основателей легизма считаются Шан Ян (390-338 до н.э.) и Хань Фэй (288-233 до н.э.).
Основное направление философских воззрений легизма - социальная и политическая жизнь общества. Легисты считали человека изначально недобрым, порочным, эгоистичным. Вследствие этого интересы различных людей и групп противоречивы, поэтому основной механизм управления обязан создаваться на основе страха людей перед наказанием. Следовательно, управление в государстве должно быть жестким, но в строгом соответствии с законами. В государстве необходимо обеспечивать строгую иерархичность, поддержание порядка путем принуждения. Для этого нужно периодически менять состав чиновников, обеспечивая строгий контроль над их деятельностью, и исключать возможность "наследовать" должности, заниматься протекционизмом, что было привычным в то время в Китае. Следует руководствоваться едиными для всех сфер управления критериями назначения чиновников, их награждения и повышения по службе. Более того, по мнению легистов, государство должно вмешиваться в экономику и в личные дела граждан, поощрять законопослушных и строго карать виновных.
Выделенные нами философские воззрения Древнего Китая нашли в дальнейшем немало сторонников и наряду с другими философскими и правовыми школами оказали большое влияние на формирование китайской культуры и китайского государства.
- Лосев Л. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. С. 25, 74.
- Этот период (XV-VI вв. до н.э) - ведический - по сути является предфилософией. Кроме того, в философии Древней Индии выделяют эпический период (VI-II ВВ. ДО Н.Э.), когда были написаны две поэмы - "Махабхарата" и "Рамаяна" - и сформировались основные философские школы Древней Индии, эпоху сутр - кратких философских трактатов, в которых рассматривались отдельные вопросы (II в. до н.э. - VII в. н.э.).
- Древнеиндийская философия. Начальный период. 2-е изд. М., 1972. С. 32.
- Там же. С. 49.
- Сам Будда, как считают некоторые исследователи, именовал себя Татхагата, что означает следующее: "Тот, Кто прошел ("гата") этот путь ("татха"). Другими словами, это значит, что Он стал тем. Кто завершил Благородный восьмеричный путь и достиг Нирваны.
Исторические типы философии .
1)Мифология как форма мировоззрения.
2)Особенности древневосточной философии.(древне индийская и древне китайская).
3)Милетская натурфилософия.Парменид.
5)Аристотель.
Мифология как форма мировоззрения.
Три исторических формы воззрения: Мифология,религия, философия,в мифологии отсутствуют деления на объект и субъект,следовательно нет рефлексии. Миф это не картина жизни, это сама жизнь.При всем при этом в мифологии на уровне мироощущения были 2 ценные идеи:
а)Мир какой угодно,только не монотонный.
б) Причина какого либо события всегда раньше,чем само это событие, в крайнем случае одновременно.
Для мифологии свойственного неразличение слова и того что этим словом обозначается. Сейчас мифология, по сути невозможна. Современная философия это умышленная выдумка, направленная против кого-то.Если эти выдумки пользуются признанием, то их считают мифом.Мифология не исчезла в прошлом, она оставила нам термины, понятия, образы,идеи которые лежат в фундаменте современной культуры.
Особенности древневосточной философии.
Древнекитайская и древнеиндийская философии возникли как рефлексия по поводу мифологии, религии и обрядов.В древней индии был хорошо развит Эпос.Имело место отпочкование(уход) философии от влияния религии,хотя не в такой степени сильно,как в Древней Греции. Наиболее необычные чертыдревневосточной философии:
а) Небытие иногда рассматривалось как источник бытия.
б) Мир рассматривался как иллюзия, как покров,скрывающий истину(Майя).
в) Дао-путь(примерный перевод).это и закон природы и путь мысли. Здесь тождество бытия и сознания берется в утвердительном смысле. На западе это тождество появилось в отрицательном смысле.
г) Даоский мудрец на вопрос как об устройстве мира отвечал молчанием, это означает что мир богаче всего то,что мы о нем думаем.
В древней индии не только религия сохраняла влияние на философию, но и буддизм из философии стал религией. Под влиянием древнекитайской военной стратегии возникла идея согласно которой все задачи должны быть разделены на 2 класса:
а) Задачи достигаемые, при помощи какой-либо стратегии.
б) Задачи, для которых стратегия невозможна. Достижение счастья, обретение любви, развитие интеллекта.
Согласно Конфуцию власть имеет право требовать повиновение от подданных, только если она справедлива.
Милетская натурфилософия.
Натурфилософия это замещение отсутствующих фактов и знаний, философскими гипотезами.Всякая философия излагается одной фразой,милетские натурфилософы основой мира считали:
Воду(Фалес , исторически первый философ 6й век до н.э.)
Воздух(Анаксимен)
Эфир(Анейрси)(Анаксимандр).
Ошибочность этой натурфилософии очевидна, но здесь есть идея, которую можно выразить так: все главное - скрыто.Фактически милетская натурфилософия ввела различность между явлением и сущностью. Явление наблюдают,здесь мы видим разнообразие изменчивость, а на самом деле в основе всего покой,неподвижность. Явление отражается на уровне мнений,а сущности на уровне знаний.Знания доступны только мудрецам.
1)Если бы сущность вещей и явления совпадали, то ни какая наука не была бы нужна.
2)Мистики учат,что можно увидеть сущность минуя явления.
Софисты :
Софистика - ложная мудрость. Брали деньги за обучение(искусство выступления в суде). «В силу изменчивости всего, нет различия между истинной и ложью, между добром и злом. Все можно доказать и опровергнуть». Полный разрыв слов и их значений. Слова - предмет манипуляций.
Парменид , в отличие от софистов,в некоторых случаях отождествлял слово и то,что оно обозначает. Если у какого либо предмета нет слова, то этого предмета нет.Такой подход он использовал для доказательства того что небытия нет.Этот принцип тождества бытия и мышления можно записать так: Невозможное для нашего мышления(познания) невозможно для мира. Линейных процессов не существует. Парменида считают основоположником Онтологии.
Сократ один из героев человечества, первый кто отдал жизнь за идею. Его рассматривают на ряду с Христом,Магометом и Буддой, как учителя человечества.Он оказал решающее влияние мировую культуру. Самое главное его наследие это метод «золотой середины»: Крайности ложны, истина посередине. Если проблема не ясна и представляет трудность, то тогда надо выделить крайние точки зрения, а истину искать посередине. Например: верить всем газетам глупо, надо верить лишь какой-то одной. Аристотель открыто применял этот принцип в этике. Сократ соглашался,что человек должен познать себя сам. Греки в этом видели отличие людей от животных. Самопознание нужно для самоконтроля.Животное, как и некоторые люди, реагируют сразу, как только что-то произошло, они сразу реагируют, греки считали мгновенность реакция признаком варварства. Греки старались преодолевать в себе эту самую импульсивность. «Я знаю,что я ничего не знаю» - знаменитое высказывание Сократа. Смысл его: Путь к истине закрыт, препятствиями разного рода: самомнение,наивность, высокомерие,самомнение итд. Свою задач видел в том, чтобы устранить эти препятствия и открыть дорогу к истине. Идти этой дорогой и обрести истину это задача уже других людей. Таким образом, Сократ видел задачу философии в том, чтобы устранять препятствия на пути к истине. Философия не знает о мире ничего, но она знает как этот мир надо познавать. Сократ не знал, как устроен мир и знать не хотел, это не его дело. Похожее представление о философии в Европе появилось в 19-20 вв.Буквально так же говорил о философии и Энгельс.
Подвиг Сократа определил на сотни лет отношение европейцев к религии. Он не признал обвинения в его адрес и сделал все,для того, чтобы быть осужденным. Как говорили, Сократ совершил «самоубийство», он мог бы избежать смертного приговора, но он не стал этого делать и его казнили. Исполнив приговор, с которым он не был согласен, Сократ показал, что его критика власти не была направлена против власти. Философская критика имеет целью не разрушение, а проверку . С тех пор в Европе ценилась критика. Критика лучшее лекарство против застоя, монополизма и отсутствия конкуренции.
Платон . Согласно ему: Каждая конкретная вещь имеет идеальный образец - свою идею. Идеи образуют мир. Мир идей, вечных и не неизменных. Таким образом, идеи Платона не были созданы ни кем. Платона можно считать основоположником объективного идеализма, согласно которому самые главные идеи вне людей и не созданы никем. Критика Платона спрашивали, есть ли идеи грязи и насекомых.
Аристотель использовал против Платона метод применения идей к ним самим. Если верно, что все существующее имеет соответствующие идеи, то тогда отношение вещи и её идеи тоже имеет идею. Если принять отношение идеи и ее отношения,то следовательно для этого отношения должна быть своя идея. Вслед за этим бесконечное повторение идей(редукция или прогресс в бесконечность). Эту критику считают не очень убедительной. Карри писал, что большинство математиков – «осторожные платонисты».
Аристотель . По Платону общее превалирует над частным, а у Аристотеля наоборот. по Аристотелю все что происходит в мире носит достаточно самостоятельный характер. Субстанция – это то, что существует в мире и достаточно независимо от него. Процесс познания все-таки начинается с общих истин, постепенно спускаясь до уровня конкретных единичных вещей. Эти последние Аристотель считал подлинной реальностью, т.е. единичные вещи. Заслугой Аристотеля является выделение категорий возможности и действительности. Комбинаций возможностей и действительности возможно 5,хотя у Аристотеля было 4. Исходя из них, поэтапно процесс познания шел до уровня каждого растения, предмета или изделия. Впервые был представлен план поэтапного познания природы и сущности. Этот план был ошибочным, потому что Аристотель не выделял абсолютную невозможность. Особую роль играли категории: материя и форма. Материя - пассивное вещество, форма – организация. Выделение категории материя позволило выделить существование как специфический предмет мысли.Аристотель считается основоположником 2х наук: Этики и формальной логики. В этике он прямо применял метод «золотой середины». Греки очень ценили бережливость,ведь это была «золотая середина » между расточительством и скупостью, а так же мужество,которое было между безудержной храбростью и трусостью. Законы формальной логики предохраняют от грубых логических ошибок, хотя не закрывают дорогу к истине. Самая главная заслуга Аристотеля – он выделял индукцию и дедукцию. Индукция это движение от частного к общему, результаты носят предположительный характер. Дедукция – движение от общего к частному,результаты надежны,при 2х условиях:
1)исходная информация истина.
2)правила дедукции выполнены.
Некоторые результаты античной философии.
1)Самая распространенная идея античной философии - принцип «Золотой середины»,первым стал применять Сократ, а сформулировал Аристотель.
Если применить этот подход к истории философии, то материализм(когда материя первична) и идеализм (первично сознание) в одинаковой степени крайности, что отмечал наш философ Соловьев. В этом принципе нашла воплощение центральная идея античной философии.
2)Ничего не возникает из ничего. Экспериментальных подтверждений нет и быть не может. Подтверждение –если мы будем думать иначе, то наше мышление будет невозможно.
3)Интуиция – отрицание монотонности.
4)принцип причинности. Причина либо раньше следствия либо одновременно.
5)Применение идеи к ней самой. Если применение к ней самой порождает бесконечное повторение этой идеи, то это признак того что эта идея ложна.
6) Тождество бытия и мышления(Перменид). В отрицательной формулировке: невозможное для нашего мышления или познания –невозможно для мира.
Недостатки: явными недостатками античной философии были отсутствие идей развития и отсутствие критики рабства, хотя рабство в Греции и Риме носило самый жестокий характер.
На ступени довузовской подготовки достаточно подробно изучалась тема «Великие философы мира». Поэтому наша задача - кратко обобщить ранее изученный материал, выделив лишь современные подходы в трактовке основных этапов развития философии и наиболее общие характеристики этих этапов, не акцентируя внимания на персоналиях. Учитывая то обстоятельство, что в рамках данного пособия невозможно достойно представить все этапы развития философии, авторы ограничились задачей подчеркнуть лишь те аспекты развития философской мысли, которые помогут студенту при решении тестовых заданий и вопросов для самопроверки.
Нельзя постичь философию вне изучения истории философии. История философии связывает предшествующие идеи с настоящими, она приобщает нас к наследию выдающихся умов человечества. Как и всякая теория познания, эта научная дисциплина выясняет закономерности развития самой философии, условий и факторов ее определяющих и в итоге тоже отвечает на вопрос: «Что такое философия»?
Философия насчитывает свыше 25 веков своего развития и может быть представлена, по мнению современных исследователей, как:
- 1) древняя - философия Древнего Востока (Индия, Китай); Греции и Рима; Средневековья и Возрождения;
- 2) новая;
- 3) новейшая.
Деление истории философии на периоды подразумевает своеобразный способ философствования, характерный для того или иного периода (эпохи). Историческая эпоха накладывает глубокий отпечаток на саму личность философа, на понимание им своей роли в обществе, на приверженность тем или иным идеалам и ценностям. Исторический тип философствования объединяет не единомышленников, а современников, т.е. философов разных взглядов и убеждений, но сформировавшихся в едином пространстве и времени культуры.
Каждая крупная историческая эпоха знает свой исторический тип философствования и свой характерный тип философа. Что касается типов философствования, то сегодня в литературе существуют различные подходы к их классификации. Одни исследователи выделяют следующие типы:
- а) созерцательный (высшие ценности - безмятежность, спокойствие духа, спокойное созерцание вечной истины) - характерный для античности;
- б) умозрительный (близкий к созерцательному) - ориентированный на иррациональные и сверхрациональные источники познания (интуицию, откровение, сверхчувственное созерцание), характерный для поздней античности, средневековья, русского религиозного ренессанса (конца XIX - начала XX века);
- в) деятельный тип философствования - социально-преобразовательный, становление которого связывается с философией марксизма;
- г) новейший, социально-экологический тип философствования (учение В.И. Вернадского о ноосфере, еще - ранее идеи Н.Ф. Федорова о сознательной регуляции человеком природы), теоретические заключения «Римского клуба»), для которого характерно то, что идея сохранения мира, цивилизации становится важнейшей жизненной задачей всех и каждого.
Другие философы, в том числе представители Уральской школы, выделяют в качестве основных типов философствования, доминирующих в те или иные эпохи, космоцентризм (натурализм), теоцентризм , антропоцентризм , социоцентризм . Так, например, спецификой греческой философии, особенно в начальный период ее развития, было стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом (космоцентризм ). Не случайно первых греческих философов называли «физиками» (от греч. phusis) - природа. Человек трактовался как часть мира, природы, космоса, своего рода микрокосм.
В этот период высказаны интересные идеи о бытии, первооснове, движении, познании, которые определили основные направления философствования на достаточно длительный последующий период. Наиболее крупные мыслители: Фалес, Анаксимен, Пифагор, Гераклит (самое известное его высказывание: «Все течет, все изменяется, нельзя дважды войти в одну и ту же реку»), Демокрит, Сократ («Познай самого себя», «Я знаю, что ничего не знаю»), Платон («Мудрость приносит три плода: дар хорошо мыслить, дар хорошо говорить, дар хорошо поступать»), Аристотель («Мудрость - это та наука, которая желательна для нее самой и для познания, а не та, которая желательна ради извлекаемой для нее пользы») и др.
В средние века основной формой философствования становится теоцентризм . Утверждается идея о том, что природа и человек - это творения Бога. Основными проблемами философии становятся «Бог - человек - природа», «вера и знание», «предназначение человека», «надежда и упование».
В средние века познание, система мышления, логика развивались как схоластика (от лат. shola - школа). Схоластика - официальная школьная философия, основной особенностью которой была оторванная от реальной жизни игра словами и понятиями, а основной задачей - доказательство бытия бога и обоснование догм священного писания. Среди схоластов (с XI в.) возник спор реалистов номиналистов о природе общих понятий. Суть спора была в том, как идет наше познание: от вещей к понятиям, или, наоборот, от понятий - к вещам. Наиболее крупные мыслители этого периода: Августин Блаженный, Авиценна, П. Абелляр, Ф. Аквинский, Д. Скот, У. Оккам и др.
В эпоху Возрождения совершается переход от теоцентризма к антропоцентризму , т.е. центр внимания от Бога перемещается к человеку. В этот период возрождаются идеалы античности, получают распространение и развиваются идеи гуманизма и прежде всего идея о самоценности земной жизни человека, учение о целостности индивидуального духовно-телесного существования человека и его органической связи со Вселенной.
Мыслители этого периода провозглашали свободу человека, человеческой личности, выступали против религиозного аскетизма, за право человека на наслаждение, счастье и удовлетворение земных потребностей. Человек провозглашался не только важнейшим объектом философского рассмотрения, но и центральным звеном всей цепи космического бытия. Для взглядов и сочинений мыслителей этого времени характерна антисхоластическая направленность, создание новой пантеистической картины мира (отождествление бога с природой). В эпоху Возрождения жили и творили такие выдающиеся мыслители как М. Сервет, Н. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно, М. Монтень («Для человека, который не знает науки о добре, любая другая наука бесполезна»), авторы впечатляющих утопических теорий Т. Мор («Утопия»), Т. Кампанелла («Город солнца») и др.
На базе итальянского Возрождения возникла философия Нового времени, начало которой - XVII век. Родоначальником философии Нового времени явился Ф. Бэкон, автор «Нового Органона» и знаменитой фразы «Знание - сила». Ф. Бэкон считал, что новая наука и философия должны обладать новым методом мышления, свободным от недостатков («идолов»). Таких идолов четыре: «идолы рода», «идолы пещеры», «идолы рынка», «идолы театра». Ф. Бэкон родоначальник эмпиризма Нового времени. Он признает двоякую истину - научную и религиозную. Философию зачинателя эмпиризма и материализма Нового времени продолжали и систематизировали Т. Гоббс, Дж. Локк. Идеалистический вариант эмпиризма представлен в философии английского епископа Дж. Беркли («Существовать - значит быть воспринимаемым»). Более последовательным субъективным идеалистом был Д. Юм. Родоначальником рационализма Нового времени является Р. Декарт, считавший единственной прочной, достоверной истиной формулу: «Я мыслю, следовательно, существую». Философами - рационалистами были также Б. Спиноза, Г. Лейбниц.
Для философии марксизма характерен социоцентризм . Основная особенность, отличающая его от предшествующих философских течений, заключается в том, что он утверждает принцип деятельности, общественно-исторической практики. В практике человек творит себя и свою историю, практика - источник и цель познания, критерий истины. В марксистской философии анализ материальной и экономической деятельности человечества является ключом к пониманию человека и истории. Способ философствования - результат многогранности отношений человека к миру, а также различных целей исследования, в котором раскрывается реальность человеческого бытия в том или ином модусе. Сегодня ни один из названных способов философствования не может претендовать на истину в последней инстанции. Поэтому современная философия стремится к синтезу. Каждый способ порождает частично-истинные концепции бытия человека в мире, которые ограничивают и дополняют друг друга на пути к абсолютной истине. Мир философии полифоничен.
Основными направлениями новейшей философии являются прагматизм (Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи и др.), неопозитивизм (М. Шлик, Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Х. Рейхенбах и др.), экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж-П. Сартр, А. Камю и др.), неотомизм (Ж. Маритен, Жильсон, Сертиланж и др.).
Русская философия XX века представлена такими именами, как Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов (религиозный экзистенциализм; проблема свободы; свобода и творчество как формула человеческого существования), П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков (софиология), Н.О. Лосский (интуитивизм),. С.Н. Трубецкой, П.Н. Савицкий (евразийство), К.Э Циолковский, В.И. Вернад-ский, А.Л. Чижевский (русский космизм) и многими другими учеными.
В заключение подчеркнем, что понятие «исторический тип философствования» вводится для того, чтобы выразить исторически изменчивый характер самого процесса, акта философского творчества, его обусловленность объективными факторами духовного производства вообще. Многообразие же взглядов не уводит человека от истины, а, напротив, приближает к ней, так как позволяет каждому самостоятельно сделать выбор своей собственной позиции, сопоставить его с опытом предшественников.