Анатомия нагов. Кто такие Наги
Так, считается, что очень часто наги, обладая способностью перевоплощаться и менять облик на человеческий, пробирались к людям и жили среди них. Нагайны превращались в девушек несравненной красоты и выходили замуж за царей и правителей, передавая своему поколению мистические способности. Так смешались люди и змеи. Индусы до сих пор верят, что среди людей находятся наги, изменившие свой облик. И даже есть отличительные признаки.
В далеком детстве отец рассказывал мне невероятные истории о змеях. В то время мы жили на юге и папа, как фотокорреспондент республиканских газет, часто ездил в командировки. Мне нравилось слушать эти завораживающие рассказы. Змеи всегда вселяли какой-то необъяснимый мистический ужас и в тоже время очаровывали своей загадочной природой. Древние легенды о них лишь укрепляли веру, что эти отталкивающие, обладающие гипнотическим взглядом существа овеяны таинственностью. В ходе поездок по стране отец беседовал с людьми, они рассказывали ему местные мифы, сказания, приводили какие-то факты, делились наблюдениями. А папа потом рассказывал обо всём этом мне. Некоторые случаи запомнились особо. Особенно вот этот: в один из временных интервалов 1960-х годов движение на южной трассе Ошской области было парализовано из-за массового перехода через дорогу огромного количества змей.
Очевидцы утверждали, что возглавляла «процессию» самая большая белая змея с отростками на голове, - в виде короны, - а за ней ползли тысячи серых. Ни одна машина не осмелилась тронуться в путь, видя такой «парад». Все застыли не только от изумления, но и от страха, пробиравшего до костей. Ждали несколько часов. И даже, когда последняя змея уже пересекла шоссе, водители еще долго сидели в кабинах и смотрели на освободившуюся дорогу. У всех был шок. (Интересно, что в Туркмении, даже среди людей, имеющих высшее образование, - во времена СССР, не то что сейчас - в средневековье, - существовало совершенно четкое представление о взаимоотношениях с кобрами, в частности. Ни при каких обстоятельствах нельзя было произносить само слово «кобра» - по-туркменски, конечно. Иначе гарантирован укус и - смерть. - ред. )
И вторая история, врезавшаяся в память. Речь идет о приписываемой змеям мстительности. Бытует поверье, что если человек убьет змею, то отпрыски рептилии или пара змеи обязательно найдет обидчика и отомстит. Вполне возможно, что люди из-за панического страха перед змеями могли и выдумать все эти мифы и сказания, но народная молва их распространила по свету, наделив живучей энергией. Так вот, какой-то земледелец убил змею, когда был на посевных работах и выбросил ее в арык. Когда он вернулся домой, весь дом был оккупирован змеями.
При этом они никого не укусили, но вынудили всю семью покинуть собственное жилище и уехать. Потому что и под одеялами с подушками покоились змеи, они находились в шкафах среди одежды, ползали рядом с детьми…
Подобные истории есть и у индийского народа. В священный и почитаемый населением Индии праздник змей - Наг Панчами - один крестьянин совершенно забыл, что в этот день нельзя работать. По местным поверьям этот день принадлежит змеям, сутки они царствуют на земле и люди вообще не выходят на поле, освобождая пространство для них. Индус забыл об этом и его плуг, разрыхляя землю, убил детеныша нагов. Страшна была месть нагайны (матери-змеи). Ночью она пробралась к дому бедняка и вползла в жилище. Семья фермера погибла от укусов кобры.
Оставалась одна маленькая девочка, которую змея нашла в другой комнате. Но то, что она увидела, остановило нагайну от завершающего акти мести. Младшая дочь крестьянина стояла на коленях перед алтарем, на котором было глиняное изваяние нага и благоговейно молилась. Эта картина заставила нагайну смилостивиться над девочкой и оставить ее в живых.
Откуда появилось почитание змей в Индии? В «Мифах и легендах Древней Индии» есть повествование о том, что дочь Дакши (Дакша - седьмой сыном Брахмы - ред. ), супруга Кашьяпы (один из Семи Будд прошлого - ред. ) Кадру родила нагов, которые подросли и стали исполинскими змеями. Они облюбовали себе жилище в подземном царстве Патала. В этом царстве были возведены великолепные дворцы из золота и драгоценных камней. Наги любили роскошь и окружали себя драгоценностями. Город нагов Бхогавати по праву можно было назвать городом драгоценностей и золота. Располагалось королевство змей прямо под основанием священной горы Меру . Считается, что именно под владениями нагов и находятся ворота ада. Жители царства расползались по подземным рекам, расширяя пространство своего обитания. Так о происхождении нагов повествует древняя легенда. В старинных трактатах упоминаются и иные интересные сказания.
Так, считается, что очень часто наги, обладая способностью перевоплощаться и менять облик на человеческий, пробирались к людям и жили среди них. Нагайны превращались в девушек несравненной красоты и выходили замуж за царей и правителей, передавая своему поколению мистические способности. Так смешались люди и змеи. Индусы до сих пор верят, что среди людей находятся наги, изменившие свой облик. И даже есть отличительные признаки. Как их распознавать? Они прекрасны и мудры, обладают сверхъестественными способностями, могут управлять явлениями природы, их зрачки-вертикальные и т.д.
Но самое любопытное, что, согласно древнейшему поверью, змеелюди жили на территории Индии до появления ариев (II тысячелетие до н.э.). И даже существует такая версия, что происходят они от… скифов. Когда в земли полуострова Индостана вторглись брамины, они встретили тут коренных жителей - полубожеств-полудемонов - змеелюдей. За мудрость и знание природных стихий змеелюди снискали уважении у браминов. Индийские правители стали брать в жены девушек из этого племени. И переплелись племена людей и нагов… На севере Индии с незапамятных времен живет народность наго.
Об их прошлом практически ничего не известно. Но в других деревнях не сомневаются, что это и есть потомки Кашьяпы и Кадру. Эти люди едят мясо, но не пьют молоко. Примечательно, что их жилища отличаются от построек других народностей Индии, имеют конусовидную форму. Как правило, в таком строении одна или две комнаты. Зачастую люди живут вместе с домашней живностью. До женитьбы мужчины живут отдельно от девушек. Браки устраиваются только с согласия родителей. Законы жесткие - за убийство и прелюбодеяние - смерть. Людей из народности нагов в Индии считают мудрыми, знающими. Именно из числа этих людей чаще всего выходят непревзойденные йоги, а также риши - святые мудрецы. Практически каждый член племени обладает паранормальными способностями. Им приписывают (однако научно это не доказано) магические способности и возможность к перевоплощению. Селятся они у подножия Гималаев. Здесь добывают синие и голубые сапфиры.
До наших дней дошли известные в Индии трактаты от реальных людей, в чьих именах присутствует имя «наг» и они происходят из одноименного племени. Это «Химавати Пурана» от Синего нага или Ниланага и труды, славящиеся мудростью от Нагарджуны. Их ценят и сегодня. Считается, что реально существовавший знаменитый философ Патанджали - основатель йоги - также происходил из племени нагов и его часто называли просто - Наг. Практически все изображения мудреца адресуют нас к кобрам. Бытует мнение, что он запросто менял свой облик с человеческого на змеиный, обладал скрытыми знаниями и мог управлять природными стихиями. Свою мудрость он передал в учении «Йога-сутрах», систематизировав практику йогов и разделил ее на ступени для достижения просветления. О нем еще при жизни слагали легенды. Считается, что Патанджали обладал пронизывающим взглядом, способным вывернуть человека наизнанку.
Более того, есть свидетельства того, что из его рта могло вырываться пламя; он мог испепелить взглядом. Предполагается, что он обладал и иными мистическими способностями. Патанджали - отец йоги. Он преподнес йогу как образ жизни, меняющей сознание человека и дающий возможность совершенствовать дух до неимоверных высот. Как бы мы не относились к свидетелствам о мистических и необыкновенных, сверхъестественных качествах Патанджали, - со скепсисом или откровенныой насмешкой, он - реально живший человек, причем человек, внесший в мировую копилку знаний и практик гигантский вклад. И... практически все его изображения - это изображения человеко-кобры.
Многие исследователи утверждают, что даже сам Гаутама Сиддхартха - Будда, - сталкивался с нагами. Так, в одной из джатак (индийские сказания о жизни - ред. ) рассказывается, что змей очень хотел стать учеником Будды и принял облик человека. Хитростью вошел в доверие и стал последователем Будды. Но однажды ночью, спавший в одной хижине с ним монах проснулся и увидел, что находится не с послушником, а со спящей змеёй. Наутро он рассказал Просветленному о том, что видел. Когда правда открылась, наг не смог скрыть слез и умолял оставить его в сангхе (общине) монахов. Но Будда отказал, пообещав лишь, что имя его всегда будет упоминаться в общине. Поэтому, когда новый ученик, желающий посвятить свою жизнь познанию истины, приходит в общину, его называют нагом. Пройдя испытательный срок, после пострига и свершения ритуалов, он становится монахом.
И еще одни история, связанная с Буддой. Когда Сиддхартха бродил в поисках истины, на дороге он встретил остановившихся на ночлег в заброшенных постройках садху (отшельников). Он попросился переночевать, и услышал в ответ, что свободная хижина есть, но там живет огнедышащий змей, который вряд ли разделит с ним ночлег. Будда вошел в хижину. Садху услышали шумную возню и были уверены, что пришелец погиб. Но каково же было их изумление, когда они увидели живого и невредимого Будду, покорившего змея.
Как и в случае с Кришной (описан ниже) здесь есть хорошо замаскированный подтекст. Змеи в индийском фольклоре - могущественные персонажи. Вспомним могучего - самого главного - Великого нага Шеше, на котором восседает Вишну, бороздя необъятный океан перед мирозданием. Шешнага изображают с тремя, пятью, семью головами. А в некоторых писаниях говорится, что было даже более тысячи голов. Змей Васука всегда сопровождает Шиву, украшая его собой. На поясе полубожества Ганеши также изображается змей. Еще одно предание с сакральным смыслом. В реке Ямуна поселился многоголовый змей Кали. Из-за его яда вода в реке стала отравленной. Приходящие на водопой животные гибли. Кришна решил найти чудовище. Нырнув в воды Ямуны, он разбудил Кали. Началась ожесточенная схватка, длившаяся довольно долго. Божественная сила Кришны не позволила змею обхватить его кольцами. Кришне удалось взобраться на раздутые капюшоны Кали и продемонстрировать танец победы. Так Кришна приручил Кали и заставил его покинуть воды Ямуны.
Когда же из-за нагов возникают проблемы (предполагается, что они могут быть виновны в следующих напастях: засуха; рождение только девочек; множественные укусы ядовитых тварей; появление в селениях гремучих, опасных змей; болезни, связанные с кровью и т.д), то индусы молятся и преподносят подношения Манаса Деви - дочери Кашьяпы и Кадру, сестре Васуки. Она и есть повелительница нагов, королева змей. По поверью, именно она вылечила Шиву от яда, выпитого им. Образ змеи прочно укрепился в сознании и фольклоре азиатских народов. Все боги и божества в Индии, Непале, Бирме, Лаосе, Таиланде и других странах Юго-Восточной Азии, связаны с нагами. В Королевстве Камбоджа, к примеру, популярна (ну, в наше время, в основном, для туристов) такая версия происхождения страны и народа: дочь подводного змея, обитающего в водах Тихого океана, вышла замуж за индийского брахмана Каундиня.
Их потомство и образовало новый народ - камбоджийский. Но и сегодня значительное количество камбоджийцев верит, что произошли от нагов. Самая воинственная каста в индийской иерархии - кшатрии - также считают себя потомками могущественных нагов.
А это уже реалии. В 1976 году военные моряки-американцы демонстрировали СМИ диковинное чудо-рептилию, пойманную в священной для многих народов Юго-Восточной Азии реке Меконг , протекающей по ряду стран. Это была огромная белая змея с «ластами» вдоль всей длины туловища и наростами на голове в виде короны. Тайцы (змея была поймана на территории Королевства Таиланд) были в ярости. Ведь этой священной змее они подносили подношения на пятнадцатый день одиннадцатого месяца по лунному календарю. Спустя годы решили разыскать моряков, бывших на снимке с чудовищной змеей. Но, как оказалось, все до единого скончались при невыясненных обстоятельствах. С божественными тварями шутить опасно? Ночью над водой в Индии часто видят удивительные огненные шары. Их называют «огни нагов». Ученые до сих пор не могут объяснить этот феномен. Еще не устали? Тогда продолжу. Есть очень опасная «забава» в странах, где обожествляют змей.
Назову этот обряд - танец жрицы. Перед коброй танцует подготовленная к такому действу девушка из высшей касты. Она должна очаровать кобру изящными телодвижениями так. Если танцовщице удается избежать смертельного укуса кобры, то отважная укротительница может получить бесценный дар - в ней откроются сверхспособности, не поддающиеся логическому объяснению.
Окончание следует
От редакции:
Впрочем, некоторые люди змей не то, что не боятся, они к ним довольно непочтительно относятся. Может быть, они, - эти люди, - сверх-наги?
Полная энциклопедия мифологических существ. История. Происхождение. Магические свойства Конвей Динна
Наги
Индийские наги, пожалуй, являются наиболее удивительными магическими змеями. Они были по своей природе полубогами, детьми богини Кадру, и обычно появлялись в облике полузмеи (кобры) - получеловека. Однако они могли принимать человеческий облик, и женские особи делали это гораздо чаще, чем мужские. Наги были и водными и земными духами.
Судя по всему, существовало несколько видов нагов, и у каждого из них свои характерные внешние особенности и окраска. Тело нагов, живущих в развалинах, местах с угнетающей атмосферой или под землей, покрыто черной чешуей с малиновыми полосами. Их лица похожи на человеческие, у них те же цвета кожи, глаз и волос. Однако этот вид нагов враждебно настроен по отношению к людям. Они могут зачаровать любого, кто встретится с ними взглядом; они могут плеваться ядом, ядовитым является и их укус. От этих нагов не стоит ждать помощи.
Другие земные наги мудры, дружелюбны и охраняют священные места или сокровища, а также контролируют своих черных собратьев. Эти люди-кобры также могут плевать ядом, хотя делают это только в целях самозащиты. У них золотые глаза и зелено-золотая чешуя с серебристыми треугольниками вдоль спины.
Жилища нагов, предпочитающих обитать в различных водоемах, находятся глубоко под чистой, свежей водой прудов, озер или рек. Они обычно не вмешиваются в дела людей, хотя искренняя просьба может помочь заручиться их помощью. Им любопытно все, что происходит у людей. Водяные наги - самые красочные из всех видов. Цвет их чешуи варьируется от изумрудно-зеленого до бирюзового, а узор, который часто встречается у них, может быть от глубокого коричневого цвета в сочетании с бледно-нефритовым до темно-серого с оливковым. Оттенок их глаз может быть различным: от бледно-зеленого до яркого янтарного. Даже несмотря на то, что их укус и слюна ядовиты, эти наги предпочитают прибегать к магическим заклинаниям.
Наги могли вызывать или предотвращать дождь, они обладали огромным могуществом и богатством, а также властью над всей водой, в том числе над реками и морями. Мифы утверждают, что наги получили свой полубожественный статус, когда боги и демоны вспенивали моря, чтобы приготовить сому - божественный напиток. Пока боги и демоны боролись за сому, несколько капель этого напитка упало на землю. Наги жадно выпили их, но этого было недостаточно для того, чтобы получить силу, достаточную для богов.
Считается, что наги обитают в стране, находящейся либо под водой, либо под землей. Столица их государства и главное место обитания находится в подземном царстве Бхагавати («богатая сокровищами»), которое, вероятно, располагается глубоко под горной системой Гималаев. Согласно легендам, там они живут в красивых домах, украшенных драгоценными камнями и металлами. Улицы их городов вымощены мозаикой из изумрудов, рубинов, сапфиров и других ярких драгоценных камней. Наги также хранят книги великого мистического знания. В горле или во лбу у каждого нага сверкает драгоценный камень неизмеримой ценности, который дает им их сверхъестественные силы.
Женских особей нагов называют нагини. Эти женщины-змеи очень красивы и мудры. Существует множество преданий о том, как они влюблялись и выходили замуж за смертных принцев. Согласно камбоджийской легенде, эта страна была образована благодаря союзу нагини и принца. В древнем городе Ангкор изображения нагов находятся повсюду - в скульптуре и предметах убранства домов. Пары нагов охраняли входы в храмы, дворцы и гробницы, и их семиголовые изваяния склонялись над всеми входящими.
На землях, прилегающих к дворцу, еще в XIII веке возвышалась золотая башня. Наверху ее была особая комната, где, как считалось, король проводил каждую ночь. Народ Камбоджи верил, что там жила девятиголовая нагини, управлявшая страной с помощью короля. Если нагини не придет, король умрет, а если он хотя бы одну ночь проведет не в башне, на страну обрушится несчастье.
В Индии и по сей день поклоняются нагини - это Нага Канья, богиня трех царств. Она является хранительницей подводных сокровищ и духовных достижений. У нее верхняя часть тела женская, а нижняя водной змеи. Над ее головой возвышается купол в форме пятиголовой кобры, символизирующий духовные силы Каньи. За спиной над лопатками у нее крылья, а во лбу сверкает драгоценный камень. В руках Нага Канья держит раковину моллюска, символизирующую ее желание пролить благословения на тех, кто ищет ее мудрости.
Хотя большинство нагов могут сочетать в себе и хорошие и плохие качества, некоторые их них совершили великие дела и достигли просветления. Нага Сеша вел такую праведную жизнь, что бог Брахма даровал ему бессмертие. Считается, что сейчас Сеша поддерживает вселенную, а на кольцах его свернутого хвоста спит бог Вишну в тени своих семи голов.
Когда родился Будда, наги окропили его душистой водой. После того как Будда достиг просветления, он несколько недель пребывал в состоянии медитации. Его огромная набожность привлекла Нага Мучалинду (которого иногда называют Мусилинда), многоголовую кобру. Мучалинда окружил Будду кольцами своего тела и укрыл его от бурь своим огромным капюшоном так, чтобы Будда мог спокойно медитировать и ничто его не тревожило. После смерти Будды одна из гробниц, построенных, чтобы почтить его память, оказалась в стране нагов.
По меньшей мере один из видов нагов не благожелателен по отношению к людям. Демон Нага-Санния вызывает ночные кошмары, связанные со змеями.
Некоторые племена, живущие в Индии, считают себя потомками нагов и оказывают почтение своим предкам, оставляя жертвоприношения на берегу определенных прудов и рек. В индийской мифологии змеи связаны с элементом Воды и морями. Считается также, что людям, которые им понравятся, они могут даровать способность становиться невидимым, когда они входят в любую воду.
Кроме того, наги защищали двери и пороги, а также охраняли сокровища, как физические, так и духовные. Двери, пороги и физические и духовные сокровища считаются вещами, опасными для неподготовленных людей. Наги открывают эти места и позволяют войти туда только тем, кого они считают достойными и готовыми к этому.
Психологические характеристики : положительные - тот, кто искренне стремится обрести духовное сокровище. Отрицательные - человек, который может с помощью чар заставить других сделать все, что угодно, но при этом у него есть дурная привычка извергать ядовитые сплетни и слухи.
Магические свойства : обретение духовных богатств; скрытое сокровище духовного поиска, открывающееся только искренним людям. Если вы столкнетесь с бедой или сложными проблемами, попросите нагов помочь вам понять, где именно вы сбились с духовного пути. Услужливые наги иногда могут помочь вам найти скрытые сокровища, выиграть в конкурсах и лотереях или неожиданно получить деньги, но их помощи можно добиться только искренностью.
Мифы некоторых среднеазиатских стран повествуют о существах, которые являются вестниками разрушений и настоящими солдатами, которые при обычных условиях ищут лишь одного - доброго боя. Оружие своих врагов эти существа предпочитают оставлять себе. А если человеку удаётся победить в схватке с этим созданием, то его ждёт отменная награда - богатство или отменное оружие, которое он сможет использовать против своих врагов. Пришли эти существа из Индийских мифов и называются - наги .
Внешний облик и особенности
Мифы повествуют, что наги это женщины (крайне редко мужчины) выше пояса, а ниже пояса они имеют змеиный хвост, который ловко используют в схватках со своими врагами. Внешность верхней половины у наг, как и у людей, уникальна и не смотря на воинственный образ жизни почти не имеет шрамов. Нижняя половина, представленная змеиным хвостом, имеет плотную чешую и огромное количество мышц - недостойного противника нага просто задушит хвостом. Но спрятавшись в воде нага не сможет притвориться обычным человеком - существо выдадут 3 пары рук, которые свойственны нагам.
Отличительной чертой наг является отсутствие ядовитых желез - не смотря на змеиный низ наги обычные воины. Еще одной немаловажной деталью из-за которой лишились жизни многие противники наг, является повышенная регенерация - раны у наг заживают обычно быстро.
Места обитания
В мифах говорится, что наги обитают у тёплых источников. Это не удивительно, от змей они унаследовали не только хвост, но и высокую чувствительность к теплу. Длительное переохлаждение может даже убить нагу - состояния анабиоза они не имеют, а ослабление следует скорая гибель.
Крайне редко наги покидают свою территорию чтобы принести вести в мир людей или сразиться в поединке, чтобы испытать умения какого-нибудь известного мечника.
В мифах говорится, что дуэль с этим существом является исключительным признанием воинского мастерства героя. В таких дуэлях наги ставят на кон свои сокровища против оружия и жизни своего оппонента. И не смотря на огромный потенциал в фехтовании наги стараются придерживаться определённых правил и драться с оппонентом наравне. Отказ от такой дуэли неприемлем и скорее всего влечёт за собой скорую гибель.
Чем питаются и как размножаются
Конкретной информации о том чем питаются наги нет. Впрочем, о способах их размножения тоже нет упоминаний. Но всё-таки редкие упоминания самцов позволяют предположить, что скорее всего нагам характерно половое размножение, хотя исключать и другие способы не следует.
В одной из легенд упоминается о мальчиках которые нашли брошенное гнездо наги с яйцами, но из тех яиц в последствии вылупились другие существа, совсем не похожие на наг и вернувшаяся владелица кладки спасла мальчиков и уничтожила своих порождений.
Такая легенда позволяет предположить, что отложенные яйца оплодотворяются способом схожим с тем, который некоторые крипто зоологи приписывают - внешнее оплодотворение путём изливания семени самцом на, отложенные самкой, яйца. В тоже время наличие самцов и низкая популяция существ наталкивает на мысль о механизме деторождения схожем с людским. Где верное мнение - неизвестно.
В целом можно смело утверждать, что из всех разновидностей существ наги принадлежат к той редкой категории которая изначально не заинтересована в нанесении вреда людям, хотя по их виду этого и не скажешь. Атакуют наги в основном тех людей, которые подбираются к их сокровищам, но беспричинных атак не бывает. Второй случай, когда наги сражаются с людьми описан выше. Эти создания хоть и созданы разрушать, но несут в себе столько благородства и чести, что просто не могут без причин нанести человеку вред. Вероятно, это одни из немногих людских союзников, если только они не подчиняются чьим-либо приказам.
Человеку с добродетельной кармой Наги не смогут навредить сразу, но когда заслуги иссякнут - они достанут его даже в следующей жизни Большие проблемы возникают у тех, кто много валил лес, добывал металлы и камни из недр земли.
ЛУУСАД - это божества Водной Стихии. На санскрите их называют «Наги». Обитают они, согласно легенде, глубоко под землёй и правят Водной стихией Вселенной. По преданию, они делятся на 8 государств и имеют соответственно 8 правителей.
Наши миры пересекаются водой, так как все мы пользуемся ею, не сможем прожить без неё. Водная стихия на тонком своём уровне имеет мощную энергетику и является, по мнению буддистов, одной из 5 главных составляющих Вселенной. Энергия Водной стихии создаёт на грубом физическом уровне все жидкости организма и окружающей среды.
Ритуал подношения «Луусад» играет в буддийской религии немаловажную роль. Правильное отношение к Нагам влечёт за собой правильное отношение к Воде вообще и к своему здоровью в частности.
Мы, люди, не являемся чем-то обособленным, отдельным, мы являемся частью этого огромного мира. Бережное отношение к водоёмам, к источникам абсолютно адекватно отражается на внутренних процессах обмена веществ организма, соответственно вызывает чувство гармонии, спокойствия, чем уменьшает риск попадания в неприятные ситуации на воде и т.д.
Мы живём во взаимозависимом мире. Поэтому буддизм считает, что Наги способны насылать болезни, напасти, град, наводнения, засуху и т.д. Каждый человек в отдельности и общество в целом имеют свои кармические отношения с Нагами и в своей повседневной жизни создают новые.
Правильно относиться к Воде - значит не сорить, не гадить. Нельзя плевать в воду и сбрасывать мусор, нельзя мочиться, стирать и мыться в водоёмах, используя бытовую химию. Нельзя рубить лес на берегах и аршанах.
Особенно страшно гневаются Наги, если в воду пролить или даже капнуть кровь. Запах крови приводит их в бешенство.
Если у человека, совершившего какой-либо из вышеперечисленных проступков, много заслуг (добродетельной кармы), Наги не смогут сразу ему навредить, однако они его запоминают. И в будущем, когда заслуги иссякнут, они его достанут, пусть это будет даже в следующей жизни.
Не нужно быть расточительным и пренебрежительным по отношению к Воде. Немаловажным является соблюдение меры в питье.
Наги владеют огромной территорией под землёй. Большая часть Земли покрыта водой, и точно также человек более чем на 70% состоит из воды. Это говорит в пользу того факта, что нужно к ним относиться с уважением, а к воде бережно.
Целебные источники - это словно пограничная зона между людьми и Нагами. Мы имеем уникальную возможность испить и искупаться в той же воде, что и Наги. Как будто мы пришли в их храм, дворец, а значит надо проявить себя с самой лучшей стороны. Тогда возможно получить их благословение и выздоровление.
С ритуалом подношения к Нагам можно обращаться и зимой, и летом. Лишь в десятом месяце - месяце Свиньи не имеет смысла обращаться к ним, потому что, опять же согласно преданиям, они уходят в спячку.
Существует специальный календарь, в котором расписаны все дни, когда можно, а когда нельзя обращаться к Нагам. Наиболее достоверным общепринято считать календарь, составленный Нагарджуной.
Если обращаться к Нагам в несоответствующие для подношения дни, т.е. в неправильные дни, то все подношения будут восприниматься ими как яды, нечистоты. Считается, что в эти дни они очень заняты и как бы не имеют должного расположения духа.
Наги весьма гневливы, и потому все несвоевременные подношения, как правило, вызывает у них гнев.
Подношения, совершённые в соответствующие дни первого лунного месяца Тигра и совершенные правильно, т.е. согласно ритуалам, весьма полезны будут для долголетия, достатка и познания.
Подношения, совершённые правильно и в нужные дни второго месяца - Зайца, весьма обрадуют Нагов, и мы сможем войти в число их друзей.
В третий месяц - Дракона - все наши подношения будут воспринимать как Нектар. Поэтому все наши пожелания они будут стараться выполнить максимально и с размахом.
В четвёртый месяц - Змеи - в благодарность за наши подношения Наги захотят быть для нас самыми полезными друзьями.
В пятый месяц - Коня - они пожелают даровать нам сверхъестественные способности.
В шестой месяц - Овцы - их желанием будет вознаградить нас детьми, богатством и скотом.
В седьмой месяц - Обезьяны - наши подношения послужат залогом их помощи во избежание голодной кальпы (большой период времени - эон).
В восьмой месяц - Курицы - благодаря нашим подношениям божества Воды будут проявлять чудеса, чтобы у нас были еда, одежда и счастье в достатке.
В девятый месяц - Собаки - Наги будут благодарить нас имуществом.
В одиннадцатый месяц - Мыши - их пожеланием будет счастливая, радостная жизнь для нас.
В двенадцатый месяц - Коровы - они захотят даровать нам все свои чудесные способности.
Так расписан каждый лунный месяц в специальном календаре Нагарджуны.
Помимо календаря Нагарджуны нужно знать стихии семи дней недели . Например, понедельник и среда имеют стихию Воды, а значит, являются лучшими днями в неделе, а воскресенье и вторник считаются худшими, т.к. имеют стихию Огня.
Наги, среди шести форм существ, относятся к миру Животных, с одной головой, шестью или четырьмя ногами и хвостом. Обитая под землёй, они владеют несметными богатствами и управляют Водной стихией. Их восемь царств весьма обширны, а города развиты и густо населены.
Также они занимают целиком один класс из восьми Дэбжэт - наиболее вредоносных существ - духов. Живут они от 500 до 2000 человеческих лет.
Считается, что все осадки, природные водные явления, а также несчастные случаи, катаклизмы - происходят по их велению. Также они насылают заболевания крови, кожи, лимфы, суставов, большинство женских болезней, некоторые болезни желудка и лёгких. При слабой кармической защите могут отнять даже жизнь, опять же с помощью воды.
Большие проблемы, как показывает жизнь, возникают у тех, кто много валил лес, добывал металлы, камни из недр земли.
Любые защитные ритуалы носят временной характер. В данных случаях самым лучшим защитным ритуалом является, пожалуй, «Луусад» .
Отдельно хотелось бы затронуть тему сельхозпалов. С буддийской точки зрения они несут большой грех, так как в огне убивается множество живых существ, личинок и т.д. Закладывается причина, что в будущем этот человек пострадает от огня. В прошлогодней траве, помимо личинок, находится огромное количество семян растений. Все они, вместе с корнями травы, содержат значительное количество влаги, которое способно «притянуть» осадки.
К тому же насекомые осуществляют подавляющее количество переработки земли в дёрн и распространяют семена растений. Они являются «фундаментом, основой» в пищевой цепочке живых существ. Сократив их популяцию, мы обрекаем на голод все последующие звенья существ в пищевой цепочке. А значит, уничтожаем всю флору и фауну.
Большинство насекомых имеют одну энергетическую природу с нагами. Убивая их, мы вредим нагам. А за это придётся в будущем рассчитываться.
В качестве подношения на ритуал нужно иметь молоко белой козы и красной коровы, заварку, мучные и молочные продукты, фрукты, хвою. Также очень эффективны бывают подношения хадаком или 8 ленточками (сэмэлгэ - бур., нежелательны только красный и чёрный цвета).
Нельзя употреблять в пищу до ритуала и приносить на ритуал мясные, рыбные продукты, яйца, лук, чеснок, перец. Нельзя курить и приходить выпившим.
В качестве главного подношения изготавливается «торма» (балим, по-бур.) в форме змей и специальные чашечки для молока со специальным лекарством (Луусадай зай, бур.).
Зажигается небольшой костёр, в который подносится большинство наших подношений. А в молоко красной коровы и белой козы сыпется специальный лекарственный состав для Нагов (люмэн, по-тибет.) и подносится в источник и на берег.
Всё это действо сопровождается специальной молитвой.
Очень важна здесь наша чистота: тела, одежды, дыхания и помыслов. Количество молящихся тоже имеет значение, чем больше - тем лучше.
Специфическое подношение со своим именным лекарством, в специальный день, свой особый ритуал - служат зарождению особой мотивации и настроя. Большое количество в унисон молящихся людей обязательно принесут успех и удачу.
Буддийская Традиционная Сангха России о нагах - хозяевах воды:
Справка
В буддийских трактатах говорится о великом множестве необычных существ, классифицируемых как «8 классов мирских богов и демонов», одним из которых является класс водных духов (наги - санскр.). Считается, что духи воды не терпят загрязнения сферы их обитания, т.е. рек, озер, ключей и др. Многие стихийные бедствия, а также болезни людей, особенно кожные, заболевания почек, желчного пузыря, депрессии, апатии, психические, неприятности бытового характера, вроде текущих труб или прорываемой канализации зачастую вызываются так называемыми провокациями духов воды - Нагов. Эти провокации являются ответом потревоженных существ на разрушительную деятельность людей - осушение земель, загрязнение окружающей среды, забой скота и пр. Неразумные действия людей по отношению к природе отражаются на состоянии духов, отчего те терпят ущерб и, разгневавшись, могут причинить вред людям. В частности, считается, что человек получает вред от нагов в виде различных болезней, когда он загрязняет водоемы, реки, воздух. Для проведения обряда ламы приготавливают различные субстанции, называемые как «три белых» - молоко, масло, простокваша, «три сладких» - сахар, мед, патока, а также различные драгоценности. Во время ритуала ламы с помощью медитативной практики мысленно преобразуют все эти подношения в драгоценности и лекарства для духов воды, после чего в сопровождении звуков ритуальных инструментов почтительно бросают подношения в воду.