Церковный раскол - трагедия русского народа. Презентация на тему "церковный раскол" Изучал грамоту, читал книги
Слайд 2
1.Филарет, ставший патриархом в 1619 году получил титул Великого патриарха Великого государя Великого монарха Великого князя
Слайд 3
2.Воспитателем царя Алексея Михайловича и его ближайшим помощником был боярин Стрешнин Морозов Милославский Нарышкин
Слайд 4
3.Последний Земский собор состоялся В 1555 В1653 В 1700 В 1658
Слайд 5
4.Весь 17 век власть царя в России превращалась из сословно-представительной в Ограниченную монархию Парламентскую монархию Абсолютную монархию Парламентскую республику
Слайд 6
28.04.2016 Церковный раскол в 17 веке. История Отечества Урок 7
Слайд 7
1.Церковь после Смуты.
Смута привела к противоре-чиям среди священнослу-жителей-патриарх Игнатий поддержал Лжедмитрия I, Гермоген-В.Шуйского,Фи-ларет-Лжедмитрия II. В 1619 г.Филарет возвратил-ся в Москву из польского плена и Церковный Собор избрал его новым Патри-архом всея Руси. Филарет стал фактически 2-м царем и смог укрепить государственную власть, но вопросы касавшиеся церкви решить не смог. Н.Тютрюмов. Портрет патриарха Филарета.
Слайд 8
2.Церковная реформа.
В сер.17 в.в русских книгах и обрядах накопилось много ошибок.Патриарх Иосиф хотел провести реформы по древнерусским книгам,а Алексей Михайлович–по ви-зантийским. В 1652 г. новым патриархом стал Никон,и он провел ре-форму:крещение не 2,а 3 пальцами,поясные поклоны вместо земных,книги и обряды исправлены по визан-тийским образцам. А.Иванов. Во времена раскола.
Слайд 9
3.Борьба светской и церковной власти.
Получив власть над верую-щими Никон выступил с идеей первенства церков-ной власти и предложил поделить ее по примеру Михаила Федоровича и Фи ларета. Царь перестал посещать пат риарший Успенский Собор Обиженный патриарх отка-зал царю в благословении и заявив о сложении пат-риарших полномочий уда-лился в Новоиерусалимс-кий монастырь. Патриарх Никон.
Слайд 10
4.Церковный собор 1666-1667 гг.
В 1666 г. царь пригласил в Москву 4-х восточных патри-архов и устроил суд над Никоном. Он был осужден,лишен сана и отправлен в заточение в монастырь. Собор осудил противников реформы и передали их ли-деров в руки светских властей. Это привело к Расколу русской православной церкви. Лишение Никона на Соборе Патриаршего сана. Неизвестный художник. (19 век).
Три столетия гонений понадобились для того, чтобы признать старые обряды спасительными и благочестивыми.
Святая и неожиданно проклятая Русь
Более трёхсот лет назад Россия исповедовала одну христианскую, православную веру и составляла единую православную Церковь. Не было тогда в Русской Церкви ни расколов, ни раздоров. Более шести веков, начиная с крещения Руси в 988 году, Русская Церковь наслаждалась внутренним миром и покоем. Она сияла многочисленным сонмом православных святителей, чудотворцев, угодников Божьих, славилась великолепием храмов и множеством святых монастырей. Своей верой, набожностью и благочестием русский народ удивлял приезжавших в Россию иностранцев. Его молитвенные подвиги приводили их в восторг и удивление. Россия была действительно Святой Русью и по праву носила этот священный титул: святость была идеалом русского благочестивого народа.
Но именно в это время, когда Русская Церковь достигла наибольшего величия, в ней совершился раскол, разделивший всех русских людей на две половины - на две Церкви. Это печальное событие произошло во второй половине XVII века в царствование Алексея Михайловича Романова и патриаршество Никона. Сторонники реформ и их последователи стали вводить в Русскую Церковь новые обряды, новые богослужебные книги и чины, устанавливать новые отношения к Церкви, а также к самой России, к русскому народу; укоренять иные понятия о благочестии, о таинствах церковных, об иерархии; навязывать русскому народу совершенно иное мировоззрение, иное мироощущение.
Всё это послужило причиной церковного раскола. Противников Никона и его новшеств стали звать оскорбительной кличкой - "раскольники", на них свалили и всю вину церковного раскола. На самом же деле противники никоновских нововведений не совершали раскола: они остались при прежней, старой вере, при древних церковных преданиях и обрядах, ни в чём не изменили своей родной Русской Церкви. Поэтому они справедливо называют себя староверами, или древлеправославными христианами. После им было присвоено и общепринято мирское (не церковное) наименование - старообрядцы, которое говорит лишь о некоторой внешности староверия и ничуть не определяет его внутренней сущности.
Как стали ходить против солнышка, или "против Христа"
Изменения чинов и обрядов Церкви Никон начал с упразднения двоеперстия и замены его на троеперстие, бытовавшее приблизительно с XV века в Греции. Тогда как ещё московский Стоглавый Собор (1551 год) определил: "Аще кто не знаменуется двема персты... да будет проклят". Со временем плотно вошло в практику обливательное крещение, несмотря на то, что 50-е Апостольское правило повелевает крестить только через полное погружение. Вместо сугубого (двойного) употребления слова "аллилуйя" было введено трегубое (тройное) его употребление. Крестный ход, который раньше совершался посолонь ("по солнышку", как бы за Христом, Который олицетворял Собою солнце), теперь стал совершаться наоборот (против солнца). Если раньше божественную Литургию служили на семи просфорах, то позже стали служить на пяти. Но самым страшным явлением реформы было наложение проклятий и анафем на старые чины и обряды и на придерживающихся их людей (соборы 1665-1666 гг.) Никак не ожидал православный люд, что все русские святые: Сергий Радонежский, Зосима и Савватий Соловецкие, Антоний и Феодосий Печерские, Александр Невский и другие Божьи угодники, жившие до XVII века, тоже косвенно подпадут под эти клятвы. Ведь и крестились они двуперстно, и молились по-старому.
При помощи греческих духовных лиц весьма сомнительной компетенции в знании славянского языка была проведена так называемая книжная справа. Этой справе подверглись все богослужебные книги (староверы впоследствии назовут эту справу порчей). Даже имя Спасителя нашего стало писаться и произноситься по-новому. Вместо славянского написания Исус с одной буквой "и", была введена греческая форма этого имени с двумя - Иисус. Из Символа Веры, в месте, где говорится о Святом Духе, исключили слово "истинного" (старый вариант: "И в Духа Святаго, Господа истиннаго и животворящаго...")
Век семнадцатый - цепь и петля
Уже после своего ухода с патриаршего престола, находясь в монастырском заточении, Никон сам признает нецелесообразность книжной справы. Но им же запущенный безжалостный маховик раскола был уже необратим. Официальные церковная и гражданская власти не оставляли народу права выбора. Все, не приемлющие церковную реформу, объявлялись фактически вне закона. Неподчинение царской и патриаршей власти каралось ссылками, пытками и казнями. История донесла до нас имена многих страдальцев за старую веру. Но наиболее знаменитые из них - это боярыня Феодосия Морозова (преподобномученица Феодора) и священномученик протопоп Аввакум. Со временем сопротивление реформам приобрело массовый характер. Монахи Соловецкого монастыря упорно не хотели принимать новые чины и обряды и молиться по новым книгам. Они открыто выразили свой протест. На усмирение мятежа были посланы войска. Монастырь сдерживал осаду в течение восьми (!) лет, и лишь по предательству одного из монахов стрельцы, ворвавшись в стены обители, учинили над непокорной братией кровавую расправу.
Как точно скажет современный старообрядческий поэт Виталий Гриханов:
"Век семнадцатый - ловчие сети,
Век семнадцатый - цепь и петля"
Этот период можно охарактеризовать как бегство Церкви в пустыни и леса. Уходя в отдалённые места и устраивая там свои поселения, староверы пытались сохранить не только собственную жизнь, но и чистоту веры. Постепенно эти поселения преобразовывались в старообрядческие центры: среди них Стародубье (Белоруссия), Ветка (Польша), Выг, Иргиз, Керженец (кстати, отсюда ещё одно наименование староверов - кержаки). Многие восприняли эти времена как апокалипсические. Бытовало утверждение, что церковное благочестие окончательно пало, в мире воцарился антихрист, а истинного священства не осталось. Отсюда начало развиваться течение, именуемое беспоповством.
У беспоповцев не было священников и основные богослужебные чины (крещение, погребение, соборная молитва, исповедь) совершались простецами - мирянами. Другая часть старообрядцев, не признавая и не оправдывая эту крайность, согласно существующим каноническим правилам, принимала к себе тайно сочувствующее священство от патриаршей новообрядческой Церкви, тем самым сохраняя все церковные таинства, кроме хиротонии. Хиротонию, т. е. рукоположение в священный сан, мог совершать только епископ, но древлеправославных епископов к тому времени не осталось. Одни приняли патриаршие новины, другие сгинули в ссылках и тюрьмах.
Восстановление иерархии
Будучи окормляемы беглыми попами, староверы всё же желали обрести себе епископа и тем самым восстановить полноценную трёхчинную иерархию. Не доверяя российским архиереям патриаршей Церкви, старообрядцы стали искать кандидата на святительское служение на Востоке. Для этой миссии были избраны грамотные, начитанные иноки Павел (Великодворский) и Алимпий (Зверев). После многолетних поездок и депутаций, выбор пал на Босно-Сараевского митрополита Амвросия. Павел и Алимпий очень скрупулёзно изучали вопрос о крещении митрополита Амвросия, его служении и не находился ли он в запрещении. В то время, в сороковых годах XIX века, он находился в Константинополе, был за штатом и служил при Константинопольском патриархе. После многих бесед с русскими старообрядцами Амвросий, не найдя никаких еретических погрешностей в старом русском вероисповедании, не нарушая канонических правил Церкви, решается стать древлеправославным архиереем.
Поскольку в России старообрядцам запрещалось иметь собственного архиерея, то кафедру решено было утвердить на территории Австро-Венгрии в селе Белая Криница (ныне - Украина). Таким образом, в октябре 1846 года в Успенском соборе Белокриницкого монастыря совершился чин присоединения митрополита Амвросия к старообрядческой Церкви. Отсюда пошло название иерархии - Белокриницкая. Присоединился он в сущем сане митрополита вторым чином через миропомазание (в Белокриницком монастыре до сих пор сохранилось немного мира ещё дониконовского освящения).
От "золотого века" до современности
Знаменитый Высочайший УказВ России на протяжении долгого времени по отношению к старообрядцам действовали значительные ограничения и запреты. Им не дозволялось открыто исповедовать свою веру, иметь собственные учебные заведения, они не могли занимать руководящих должностей в тогдашней имперской России. Католики, протестанты, мусульмане и иудеи находились в несравнимо лучших условиях. Они обладали всеми правами граждан России, а староверы, исконно русские люди, хранители древнего благочестия, - были на своей земле изгоями. Но вот в канун Пасхи 1905 года выходит Высочайший Указ "Об укреплении начал веротерпимости", в котором, помимо прочего, император Николай II подчеркнул, что старообрядцы "искони известны своею непоколебимою преданностью престолу".
С этого времени начинается так называемый "золотой" период старообрядчества. Активизируется приходская и общественная деятельность, учреждаются новые архиерейские кафедры, открываются учебные заведения. Только за двенадцать лет (до 1917 года) в России строится более тысячи старообрядческих храмов. Всё это происходит благодаря колоссальному потенциалу, нерастраченному за годы вековых гонений, благодаря природному трудолюбию, смекалке и приобретённому опыту выживания в тяжелейших условиях.
Несмотря на благосклонность царской власти, синодальная Церковь не стремилась признать старообрядцев. Лишь в 1929 году Синод постановил упразднить все клятвы на старые обряды "яко не бывшие", а сами обряды были признаны спасительными и благочестивыми. В 1971 году на поместном соборе РПЦ это постановление было подтверждено.
План урока 1.Реформы Никона и раскол в Русской Православной церкви 1.1.Предпосылки и причины реформ 1.1.Предпосылки и причины реформ 1.2.Суть преобразований 1.2.Суть преобразований 1.3.Патриарх Никон 1.3.Патриарх Никон 1.4.Протопоп Аввакум 1.4.Протопоп Аввакум 2. Старообрядчество
Важнейшие даты 1654 г – начало раскола в Русской Православной Церкви г- Соловецкое восстание
Тест 1.Раскол в Русской Православной церкви произошел в а)15 в б)16 в в)17 в 2.Имя патриарха Никона связано с а)церковным расколом 17 в б)утверждением патриаршества в России в)организацией Святейшего Синода 3.Старообрядчество в России возникло в результате а)церковного раскола б)движения еретиков и вольнодумцев в)влияния реформационного движения в Западной Европе
Проверка теста 1.Раскол в Русской Православной церкви произошел в а)15 в б)16 в в)17 в 2.Имя патриарха Никона связано с а)церковным расколом 17 в б)утверждением патриаршества в России в)организацией Святейшего Синода 3.Старообрядчество в России возникло в результате а)церковного раскола б)движения еретиков и вольнодумцев в)влияния реформационного движения в Западной Европе 4.Раскольниками называли: а)еретиков-вольнодумцев б)противников церковных реформ патриарха Никона в)реформаторов 5. Реформы патриарха Никона привели к: а)усилению позиции патриарха Никона б)созданию единой православной церкви в)церковному расколу
Патриарх Никон и Царь Алексей. Фрагмент иконы XVII века Инициаторами реформ, приведших к расколу Русской Церкви, были царь Алексей Михайлович () и его «собинный друг» патриарх Никон ().
У Елеазара Никита принял пострижение и принял в монашестве имя Никона. В 1639 году по неизвестным причинам Никон поссорился со своим наставником и покинул обитель, отправившись морем по направлению к устью Онеги. Второй и последний раз в своей жизни Никон посетил Соловки в 1652 году, когда он отправился туда за чудотворными мощами московского митрополита Филиппа. По возвращении в Москву Никон был поставлен в патриархи. Соловецкий монастырь
Патриарх Никон был единственным из русских иерархов, который имел свой герб. Стихотворная надпись сверху герба: «Егда печать сию вернию сматряем, Велика Пастыря всем уподобляем». Внизу приведено толкование герба: «Десницу, светильник, ключ, Евангелие, Образ Спосов, крест, жезл, началие». По сторонам герба расположены заглавные буквы титула Никона: Никон Милостию Божией Великий Государь Святейший Архиепископ Московский и Всея Великия и Малыя и Белыя России Патриарх.
Одна из подписей патриарха Никона: «Никон Божиею милостию архиепископ царствующаго града Москвы и всея Великия и Малыя и Белыя Росии Патриарх». В период своего наивысшего могущества Никон подписывался так: «Никон, Божиею милостию великий господин и государь, архиепископ царствующаго великого града Москвы и всеа Великия и Малыя и Белыя России и всеа Северныя страны и Помориа и многих государств патриарх».
Митра. Дар царя Алексея Михайловича и царицы Марии Ильиничны патриарху Никону в гг. Будучи страстным поклонником всего греческого, Никон желал как можно более сблизить русскую богослужебную практику с новыми обрядами христианского Востока.
Патриарх Никон. Гроссе О. Для уничтожения исторически сложившегося обрядового различия и была начата реформа, приведшая к расколу. Патриарх мечтал о том, что после ее завершения Русская Церковь будет во всем подобна Греческой а он, Никон, станет вселенским патриархом, православным папой.
Великим постом 1653 года всероссийский патриарх Никон разослал по московским храмам свой указ («память») о введении крестного знамения тремя перстами и об отмене земных поклонов при богослужении, символом культа был объявлен четырехконечный крест вместо восьмиконечного и т.п. Значительная часть низшего русского духовенства, видя в нововведениях измену святоотеческой старине, выступила против реформ патриарха. Церковный раскол
Издание Деяния Московского Собора 1654 года. Для придания своим начинаниям большего авторитета Никон в 1654 году созвал в Москве церковный собор, который дал согласие на введение новых обрядов и справу русских богослужебных книг по современным греческим.
Единственным представителем высшего духовенства, открыто посмевшим выступить против реформ патриарха, был коломенский и каширский епископ Павел. Но он жестоко поплатился за свое несогласие с первоиерархом: Никон собственноручно избил непокорного епископа, бросил в темницу, а затем сослал на Онежское озеро в бедный Палеостровский монастырь, откуда епископ был переведен под более строгий надзор в нижегородский Хутынский монастырь, где в 1656 году его убили по велению патриарха.
Среди противников нововведений Никона была и братия прославленной Соловецкой лавры. В 1657 году, когда на Соловки привезли новые богослужебные книги, иноки, собравшись на собор, отказались служить по-новому. Соловецкий монастырь. Спасо-Преображенский собор
Соловецкий монастырь. Корожная башня С этого момента началось противостояние монастыря верховной светской и церковной власти. В обитель постоянно приезжали посланцы царя, призывая братию покориться и принять реформу. Однако иноки стойко держались отеческих преданий и предпочли смерть измене старине.
Соловецкий монастырь. Набережная Святого озера В 1668 году, при приближении царского войска, посланного на разорение обители, иноки затворились в монастыре: так началось знаменитое «соловецкое сидение». Стрельцы неоднократно пытались взять штурмом обитель, но все попытки оставались тщетными, пока в январе 1676 года монах- предатель Феоктист не показал осаждавшим потайной ход
В результате Раскола русский народ разделился на две конфессиональные группы: старообрядцев и новообрядцев. Обе группы создали обширную и своеобразную апологетическую литературу. Старообрядческие писатели в многочисленных трудах доказывали древность церковного обряда, упраздненного патриархом Никоном, и находили богословские обоснования своему сопротивлению новшествам. Их противники-новообрядцы, напротив, оправдывали реформы Никона и старались убедить староверов в еретичности и погрешительности их воззрений.
Книга «Трудов» Патриарха Никона: «возражение, или Разорение противо вопросов и ответов…», «Духовные наставления христианину», «Духовное завещание», переписка; описания его благотворных трудов в церковной, социальной и других сфер жизни, дел-чудес врачебных, религиозно- философских взглядов и системы богословия, архитектурного и художественного наследия Иверского Валдайского, Нового Иерусалима и Воскресенского монастырей, судного дела и др. Труды Никон, Патриарх М.: Изд-во Моск. ун- та, 2004.
Одно из первых изображений восточной части Патриарших палат с домовой церковью, построенной Никоном. Миниатюра 1673 года. Строптивость Никона приводила к странным выходкам в его поведении: он отказался от патриаршества, а затем заявил о своем возвращении: «Сшел я с престола никем не гоним, теперь пришел на престол никем не званный».
Бывший владыка был сослан в Ферапонтов монастырь. Несмотря на свой статус арестанта, Никон пользовался в монастыре относительной свободой. После смерти Алексея Михайловича в 1676 году Никон был переведен под более строгий надзор в Кирилло- Белозерский монастырь. Ферапонтов монастырь
В Кирилловом монастыре Никон пробыл несколько лет, пока царь Федор Алексеевич не позволил ему вернуться из ссылки.. Однако по пути в Москву Никон умер. Смерть застигла его в Ярославле 17 августа 1681 года в четыре часа пополудни. Кирилло-Белозерский монастырь
Аввакум родился в 1620 году в Нижегородском краю, в семье сельского священника и в возрасте 24 лет был поставлен в попы. Молодого батюшку, отличавшегося строгим благочестием и суровым характером, одни искренне любили, другие же люто ненавидели. Увидев в реформах Никона измену древнему православию, Аввакум выступил против нововведений и стал призывать народ не покоряться новинам.
За эту проповедь его неоднократно заключали в темницы, ссылали в Сибирь, где Аввакум вместе с семьею претерпевал нечеловеческие лишения и муки. Но ничто не могло сломить «протопопа-богатыря». В 1666 году Аввакум вместе с нексолькими ближайшими единомышленниками был сослан в заполярный городишко Пустозерск, где, сидя в земляной тюрьме (15 лет), написал свое знаменитое «Житие» - выдающийся памятник русской литературы.
Архитектурный ансамбль Воскресенского Ново- Иерусалимского монастыря был основан в 1656 году патриархом Никоном. Монастырь должен был стать центром Святых мест, создаваемых близ Москвы «в образ и подобие» Святых мест Палестины, связанных с событиями земной жизни Иисуса Христа. В соответствии с замыслом некоторые подмонастырские села, окрестные холмы и долины получили соответствующие наименования. В частности река Истра стала именоваться Иорданом. Почти на её берегу был построен для патриарха Скит () с церковью Богоявления. Новый Иерусалим
Воскресенский собор. Центральным сооружением всего комплекса «Подмосковной Палестины» является Воскресенский собор, задуманный и построенный как топографическая копия храма Гроба Господня в Иерусалиме. В грандиозным соборе воспроизведены основные христианские святыни: место казни Христа, место его погребения и Воскресения, место обретения Креста Господня.
Воскресенский собор. Ротонда. Воскресенский собор строился в два этапа. С 1658 по 1666 гг. строительными работами руководил сам основатель монастыря. В 1666 году строительные работы были прекращены в связи с опалой, постигшей патриарха Никона. Достраивался храм с 1679 по 1685 год. В 1681 году в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи под Голгофой был похоронен патриарх Никон.
50
Alb/image.asp? /.../ razdely/image351.htm gosudarstvo.voskres.ru/ moskva/images.htm gallery-landscape-03.htm Авторы: Ссылки: Краузе Анна Николаевна Путилова Мария Евгеньевна Учитель: Казаретина Оксана Васильевна