Икона "сорок севастийских мучеников"-сорокасильный оберег. Святые сорок мучеников, в Севастийском озере мучившихся
Один из са-мых лю-би-мых в на-ро-де празд-ни-ков - день Со-ро-ка му-че-ни-ков Се-ва-стий-ских, 22 мар-та по но-во-му сти-лю. По-че-му же так лю-бят этот празд-ник?
В 313 го-ду свя-той им-пе-ра-тор Кон-стан-тин Ве-ли-кий да-ро-вал хри-сти-а-нам сво-бо-ду ве-ро-ис-по-ве-да-ния. Но власть во мно-гих про-вин-ци-ях по-преж-не-му при-над-ле-жа-ла языч-ни-кам, го-ни-те-лям хри-сти-ан. Так бы-ло и в про-вин-ции Ар-ме-ния, рас-по-ла-гав-шей-ся на тер-ри-то-рии совре-мен-ной Тур-ции. Здесь, в го-ро-де Се-ва-стии гар-ни-зо-ном ко-ман-до-вал рев-ност-ный языч-ник Аг-ри-ко-лай. И вот зи-мой 320 го-да он по-ве-лел всем сво-им во-и-нам со-вер-шить жерт-во-при-но-ше-ния идо-лам. Со-рок че-ло-век от-ка-за-лись, за-явив, что они -- хри-сти-ане и по-кло-ня-ют-ся толь-ко Бо-гу ис-тин-но-му, а не ис-ту-ка-нам.
Сна-ча-ла Аг-ри-ко-лай уго-ва-ри-вал их, обе-щал по-вы-ше-ние по служ-бе, день-ги. По-том стал угро-жать тюрь-мой и по-зор-ной смер-тью. Но во-и-ны от-верг-ли все по-су-лы и угро-зы, и то-гда пра-ви-тель за-клю-чил их в тюрь-му. Уз-ни-ки усерд-но мо-ли-лись и но-чью услы-ша-ли глас: «Пре-тер-пев-ший до кон-ца спа-сет-ся».
Неде-лю спу-стя в го-род при-е-хал знат-ный са-нов-ник Ли-сий и ве-лел по-бить во-и-нов-хри-сти-ан кам-ня-ми. Но кам-ни ле-те-ли ми-мо це-ли; ка-мень, бро-шен-ный са-мим Ли-си-ем, по-пал в ли-цо Аг-ри-ко-лаю. Сму-щен-ные му-чи-те-ли вер-ну-ли уз-ни-ков в тюрь-му, чтобы по-ду-мать, как по-сту-пить с ни-ми. Но-чью в тем-ни-це во-и-ны сно-ва услы-ша-ли уте-ша-ю-щий го-лос Гос-по-да: «Ве-ру-ю-щий в Ме-ня, ес-ли и умрет, ожи-вет. Дер-зай-те и не стра-ши-тесь, ибо вос-при-и-ме-те вен-цы нетлен-ные».
На сле-ду-ю-щий день во-и-нов свя-зан-ны-ми по-ве-ли к озе-ру близ го-ро-да Се-ва-стии. В тот день был силь-ный мо-роз. Во-и-нам при-ка-за-ли раз-деть-ся и по-ста-ви-ли пря-мо в ле-дя-ную во-ду. А на бе-ре-гу то-пи-лась ба-ня, и му-чи-те-ли ска-за-ли, что лю-бой из них мо-жет сра-зу же со-греть-ся в ней, ес-ли от-ре-чет-ся от Хри-ста. Всю ночь во-и-ны му-же-ствен-но пе-ре-но-си-ли хо-лод, обод-ряя друг дру-га. Они пе-ли псал-мы, несмот-ря на боль, при-чи-ня-е-мую об-мо-ро-же-ни-ем. А му-ка эта по си-ле срав-ни-ма с ожо-га-ми от ог-ня. Один из во-и-нов по-сле несколь-ких ча-сов не вы-дер-жал, по-бе-жал на бе-рег, к бане. Но ед-ва он всту-пил на по-рог жар-ко на-топ-лен-ной ба-ни, из-за рез-ко-го пе-ре-па-да тем-пе-ра-тур ко-жа и плоть его ста-ли от-де-лять-ся, и он умер.
Ночь дли-лась, и страж-ни-ки, охра-няв-шие ме-сто му-че-ния, за-дре-ма-ли. Не мог за-снуть толь-ко один из них, Агла-ий. Он был по-ра-жен: как же эти хри-сти-ане, несмот-ря на неслы-хан-ные му-че-ния, не пре-кра-ща-ют мо-лит-вы? В тре-тьем ча-су но-чи он уви-дел, что над озе-ром раз-ли-ва-ет-ся яр-кий свет, со-всем как ле-том. Ста-ло так теп-ло, что лед рас-та-ял. Агла-ий недо-уме-вал: что же про-ис-хо-дит? Взгля-нув вверх, он уви-дел над го-ло-ва-ми во-и-нов све-тя-щи-е-ся вен-цы. Вен-цов бы-ло трид-цать де-вять -- по чис-лу остав-ших-ся стой-ки-ми му-че-ни-ков. То-гда Агла-ий сбро-сил с се-бя одеж-ду, крик-нул, бу-дя дру-гих страж-ни-ков: «И я хри-сти-а-нин!» -- и по-бе-жал к му-че-ни-кам. Он мо-лил-ся: «Гос-по-ди Бо-же, ве-рую в Те-бя, в Ко-то-ро-го эти во-и-ны ве-ру-ют. При-со-еди-ни ме-ня к ним, да спо-доб-люсь по-стра-дать с Тво-и-ми ра-ба-ми».
Утром вер-ну-лись на-чаль-ни-ки му-чи-те-лей и уви-де-ли, что во-и-ны еще жи-вы, да впри-да-чу сре-ди них один из тю-рем-щи-ков! В яро-сти Ли-сий и Аг-ри-ко-лай ве-ле-ли пе-ре-бить му-че-ни-кам мо-ло-та-ми го-ле-ни, чтобы сде-лать стра-да-ния невы-но-си-мы-ми. Но и уми-рая от му-че-ний, во-и-ны не пе-ре-ста-ва-ли мо-лить-ся и сла-вить Ис-тин-но-го Бо-га.
Ли-сий при-ка-зал уни-что-жить остан-ки во-и-нов, чтобы хри-сти-ане не по-чи-та-ли мо-щи но-вых му-че-ни-ков. Те-ла свя-тых бы-ли со-жже-ны на ко-ст-ре, а ко-сти бро-ше-ны в ре-ку. Спу-стя три дня му-че-ни-ки яви-лись во сне епи-ско-пу Се-ва-стии Пет-ру и по-ве-ле-ли ему взять ко-сти из ре-ки. Епи-скоп с несколь-ки-ми свя-щен-ни-ка-ми но-чью тай-но при-шли к ре-ке. О чу-до: ко-сти му-че-ни-ков си-я-ли в во-де как звез-ды! Хри-сти-ане со-бра-ли остан-ки свя-тых и с че-стью по-хо-ро-ни-ли их.
В Рос-сии из-дав-на был обы-чай в день па-мя-ти Се-ва-стий-ских му-че-ни-ков ле-пить из те-ста и печь «жа-во-рон-ков» -- бу-лоч-ки в ви-де птиц. По-че-му имен-но жа-во-рон-ки? Кре-стьяне, об-ра-щая вни-ма-ние на то, что по-ю-щий жа-во-ро-нок то взмы-ва-ет ввысь, то кам-нем «па-да-ет» к зем-ле, объ-яс-ня-ли это осо-бым дерз-но-ве-ни-ем и сми-ре-ни-ем этих птиц пред Бо-гом. Жа-во-ро-нок быст-ро устрем-ля-ет-ся квер-ху, но, по-ра-жен-ный ве-ли-чи-ем Гос-по-да, в глу-бо-ком бла-го-го-ве-нии скло-ня-ет-ся вниз. Так жа-во-рон-ки, по мыс-ли на-ших бла-го-че-сти-вых пред-ков, изо-бра-жа-ли со-бой песнь сла-вы Гос-по-ду, воз-не-сен-ную му-че-ни-ка-ми, их сми-ре-ние и устрем-лен-ность ввысь, в Цар-ство Небес-ное, к Солн-цу Прав-ды -- Хри-сту.
Сорок мучеников Севастийских – непереходящий праздник, традиционно он отмечается в один и тот же день – 22 марта (новый стиль). В этом году праздник переносится на 20 марта из-за совпадения с четвергом Великого Канона.
Ксиропотамский монастырь на Святой Горе Афон посвящен 40 мученикам.
К празднику мы подготовили 40 фактов о святых, погибших в озере на территории Армении.
1. Сорок мучеников Севастийских - святые первых веков христианства.
2. Имена мучеников сохранились: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггей, Аетий, Флавий, Акакий, Екдекий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Домитиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филиктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглай.
3. Во времена святых мучеников, в 313 году, Святой Константин Великий издал указ, согласно которому христианам разрешалась свобода вероисповедания и они уравнивались в правах с язычниками.
4. Соправитель Константина Ликиний был убежденным язычником и в своей части империи решил искоренить христианство, которое значительно распространилось там.
5. В то время в армянском городе Севастии одним из военачальников был Агриколай, ревностный сторонник язычества. Под его началом была дружина из сорока каппадокийцев, храбрых воинов-христиан, которые вышли победителями из многих сражений.
6. Когда воины отказались принести жертву языческим богам, Агриколай заключил их в темницу. Воины предались усердной молитве и однажды ночью услышали глас: «Претерпевший до конца, тот спасен будет».
7. Когда на следующее утро воинов привели к Агриколаю, язычник пустил в ход лесть. Он стал восхвалять их мужество, молодость и силу и снова предложил им отречься от Христа.
8. Услышав отказ, Агриколай велел заковать воинов.
9. Услышав приговор, старший из воинов Кирион, сказал: «Император не давал тебе права налагать на нас оковы». Тогда Агриколай смутился и приказал отвести воинов в темницу без оков.
10. Через 7 дней в Севастию прибыл знатный сановник Лисий и устроил суд над воинами.
11. Во время суда Святые твердо отвечали: «Возьми не только наше воинское звание, но и жизни наши, для нас нет ничего дороже Христа Бога».
12. Взбешенный твердостью воинов, Лисий велел побить их камнями.
13. Но камни летели мимо цели: камень, брошенный Лисием, попал в лицо Агриколаю.
14. Когда мучители поняли, что святых ограждает какая-то невидимая сила, они велели заточить их в темницу.
15. В темнице воины провели ночь в молитве и снова услышали утешающий их голос Господа: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».
16. На следующий день суд и допрос перед мучителем повторился, воины же остались непреклонны.
17. Святых воинов раздели, повели к озеру, находившемуся недалеко от города, и поставили под стражей на льду на всю ночь. В то время стояла зима, и был сильный мороз.
18. Для обольщения мучеников на берегу устроили баню.
19. В первом часу ночи, когда холод достиг крайней лютости и тела святых обледенели, один из сорока не выдержал подвига и побежал в баню. Но только он вступил на ее порог и ощутил теплоту, как сразу же упал и умер.
20. Видя это постыдное бегство, святые мученики стали усиленно молиться, чтобы Господь укрепил их.
21. В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере потеплела.
22. В это время сторожившие мучеников спали, бодрствовал только один темничный сторож Аглаий. Он размышлял над тем, что видел: отделившийся от мучеников тут же погиб, а остальные при лютом холоде оставались живы и невредимы.
23. Поразившись светом, который осиял святых мучеников, он поднял голову вверх и увидел 39 пресветлых венцов, которые опускались на головы страдальцев.
24. Удивившись, что их не 40, по числу подвергшихся страданиям, а 39, он понял, что не достает одного венца, потому что бежавший в баню отвержен от лика святых.
25. Сторож немедленно разбудил спавших стражников, сбросил с себя одежду и на глазах всех побежал в озеро, восклицая: «И я христианин!».
26. Стоя в воде, Аглаий молился: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами».
27. Утром пришли мучители и, увидев, что святые живы и не пострадали от холода, приписали все это волшебству.
28. Мучители также удивились, что среди воинов оказался темничный страж и впали в ярость.
29. Святых мучеников приговорили вывести из озера и подвергнуть новому истязанию - перебить им голени молотами.
30. Во время этой мучительной казни мать самого юного из воинов, Мелитона, убеждала сына не страшиться и претерпеть все до конца.
31. Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Юный Мелитон еще дышал, и его оставили лежать на земле.
32. Тогда мать подняла сына и на своих плечах понесла его вслед за колесницей. Когда Мелитон испустил последний вздох, мать положила его на колесницу рядом с телами его святых сподвижников.
33. Когда костер сгорел до тла, кости святых мучеников остались целы.
34. При этом мучители не успокоились: боясь, что христиане будут поклоняться святым мощам, они решили бросить их в реку. Но Господь снова сохранил в воде все кости мучеников в целости.
35. Через три дня святые мученики явились епископу г. Севастии Петру и сказали ему: «Приди ночью и вынеси нас».
36. Блаженный епископ с благоговейными мужами из своего клира в темную ночь пришел на берег реки. Там они увидели дивное зрелище: кости святых сияли в воде, как звезды, светились и те места в реке, где лежали малейшие частицы их. Епископ собрал все до одной кости и частицы их и положил в достойном месте.
37. Память святых 40 мучеников во всех древнейших месяцесловах относилась к кругу наиболее чтимых праздников и памятей святых. По Уставу в состав службы 40 мученикам входит 2 канона.
38. В день памяти 40 мучеников облегчается строгость поста - разрешается вкушать вино и даже елей и предписывается непременно совершать Литургию Преждеосвященных Даров.
39. День памяти сорока мучеников Севастийских был для простого люда знаком, что долгая и морозная зима подходит к концу. Близилась весна, и в разгаре был пост - «весна души».
40. Праздник совпадал с днем весеннего равноденствия, очень значимого в языческом сознании наших предков. Это был день, когда христианские смыслы накладывались на ветхие языческие.
"Православное наследие Украины на Святой Горе Афон" - для "УНИАН-Религии".
Если вы заметили ошибку, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
«Искренно ублажай претерпевшего мучение, чтобы и тебе соделаться мучеником по произволению и без гонения, без огня, без бичей оказаться удостоенным одинаковых с ними наград».
(Св. Василий Великий)
Святые севастийские мученики приняли страдание за Христа перед самой победой христианства в Римской империи. Так бывает: кончается война, и накануне победы кто-то принимает смерть.
В 313 году при Святом Константине Великом был принят знаменитый Миланский эдикт, разрешающий свободу христианского вероисповедания. Но власть во многих провинциях по-прежнему принадлежала язычникам, гонителям христиан. Так было и в провинции Армения, располагавшейся на территории современной Турции. Здесь, в городе Севастии гарнизоном командовал ревностный язычник Агриколай.
Перед военными действиями и в языческие праздники совершались тогда ритуальные жертвоприношения. В войске Агриколая находились 40 воинов-христиан, родом из Каппадокии, цвет войска – храбрецы, побеждавшие во многих сражениях, покрытые ратной славой. Из них трое: Кирион, Кандид и Домн были знатоками Священного Писания. Этих-то 40 человек решил Агриколай принудить принести жертвы языческим идолам.
Сначала Агриколай уговаривал их, обещал повышение по службе, деньги. Потом стал угрожать тюрьмой и позорной смертью. Но воины отвергли все посулы и угрозы, и тогда правитель заключил их в тюрьму. В темнице воины стали громко петь 90-й псалом «Живый в помощи Вышняго». В полночь им явился Господь, и услышали они слова: «Добр есть начаток изволения вашего, но претерпевый до конца, той спасен будет» (Мф. 10:22).
Неделю спустя в город приехал знатный сановник Лисий и велел побить воинов-христиан камнями. Но камни летели мимо цели; камень, брошенный самим Лисием, попал в лицо Агриколаю. Смущенные мучители вернули узников в тюрьму, чтобы подумать, как поступить с ними. Ночью в темнице воины снова услышали утешающий голос Господа: «Верующий в Меня, если и умрет, оживет. Дерзайте и не страшитесь, ибо восприимете венцы нетленные».
На следующий день воинов связанными повели к озеру близ города Севастии. В тот день был сильный мороз. Воинам приказали раздеться и поставили прямо в ледяную воду. А на берегу топилась баня, и мучители сказали, что любой из них может сразу же согреться в ней, если отречется от Христа. Всю ночь воины мужественно переносили холод, ободряя друг друга. Они пели псалмы, несмотря на боль, причиняемую обморожением. А мука эта по силе сравнима с ожогами от огня. Один из воинов после нескольких часов не выдержал, побежал на берег, к бане. Но едва он вступил на порог жарко натопленной бани, из-за резкого перепада температур кожа и плоть его стали отделяться, и он умер.
В третьем часу ночи Господь послал отраду мученикам: неожиданно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой. Все стражники спали, бодрствовал только один по имени Аглаий. Взглянув на озеро, он увидел, что над головой каждого мученика появился светлый венец. Аглаий насчитал тридцать девять венцов и понял, что бежавший воин лишился своего венца. По непостижимому Божественному Промыслу ему открылось, что там, где стоят эти мученики, - жизнь и слава. Там то тепло, которое невозможно обрести нигде и никогда, там Сам Господь. Тогда Аглаий разбудил остальных стражников, сбросил с себя одежду и сказал им: «И я — христианин!» — и присоединился к мученикам. Стоя в воде, он молился: «Господи Боже, я верую в Тебя, в Которого эти воины веруют. Присоедини и меня к ним, да сподоблюсь пострадать с Твоими рабами». «По примеру стоящих в строю, которые, как скоро падет кто в первом ряду, тотчас замещают его собою, чтоб убитым не разрывался у них ряд. Подобно этому поступил и сей. Видел он Небесные чудеса, познал истину, притек ко Владыке, стал сопричислен к мученикам!
Иуда пошел прочь, а на место его введен Матфей! Подражателем стал Павловым вчерашний гонитель, а ныне благовествующий. И он имел звание свыше ни от человек, ни человеком (Гал. 1:1). Уверовал во имя Господа нашего Иисуса Христа, крещен в Него не другим кем, но собственною верою, не в воде, но в крови своей»(Св. Василий Великий).
Утром вернулись начальники мучителей и увидели, что воины еще живы, да впридачу среди них один из тюремщиков! В ярости Лисий и Агриколай велели перебить мученикам молотами голени, чтобы сделать страдания невыносимыми. Но и умирая от мучений, воины не переставали молиться и славить Истинного Бога. Среди них был один совсем юный местный уроженец по имени Мелитон. Мать его, тоже христианка, испугалась, что он не выдержит пыток. Она встала при нем неотступно и уговаривала не страшиться.
Тела мучеников положили на колесницы и повезли на сожжение. Святого Мелитона, еще живого, подняла его мать и понесла следом. У нее на руках он и скончался. После сожжения на костре обугленные кости святых сорока мучеников Севастийских были сброшены в реку. Но Господь сохранил их. Спустя три дня мученики явились во сне блаженному Петру, епископу Севастийскому, и велели взять их останки со дна реки и предать погребению. Тот вместе с несколькими клириками пришел ночью к реке, и увидели они, что кости, даже малая их частица, светятся в темноте. Собрав все кости, их перенесли в подобающее место. Мученичество их о Господе началось 26 февраля, смерть же они приняли 9 марта. В этот день и празднуется их память.
Имена святых мучеников: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггий, Аетий, Флавий, Акакий, Экдит, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филоктимон, Севериан, Худион, Мелитон, Аглаий – «Сорок мужей, у которых в раздельных телах была как бы одна душа, в согласии и единомыслии веры показали терпение в мучениях, одинаковую стойкость за истину. Все подобны один другому, все равны духом, равны подвигом; посему и удостоены равночестных венцов славы» (Св. Василий Великий).
Быстро распространившееся почитание св. Сорока мучеников уже в V веке достигло христианского Запада. Частицы мощей их были положены в основание алтаря базилики в Брешии, при ее освящении; специальная капелла была освящена в честь 40 мучеников в римской Санта Мария Антиква.
9 марта 1230 года болгарский царь Иван II Асень разбил армию Феодора Комнина и пленил его с семьей и большей частью войска. Иван II Асень отнес свою победу заступничеству Сорока Севастийских мучеников. В качестве благодарности царь построил или обновил бывший на этом месте храм (остается не до конца выясненным) и освятил в честь Сорока мучеников, а также оставил знаменательную надпись на колонне этой церкви в память о славной победе.
Подвиг, подобный Севастийскому, в 1919 году совершили сорок два русских священника, замученных палачами в снегах под Пермью. Там же претерпел кончину за Господа святитель Феофан Соликамский. Мучители раздели святого старца донага и опускали его в прорубь, пока тело не покрылось коркой льда. И таким примерам кончины наших страстотерпцев несть числа.
В России издавна был обычай в день памяти Севастийских мучеников лепить из теста и печь «жаворонков» - булочки в виде птиц. Эти булочки (печенья) обыкновенно украшались всевозможными вычурами и даже позолотой и продавались при входах в церковь и на торгу. Почему именно жаворонки? Крестьяне, обращая внимание на то, что поющий жаворонок то взмывает ввысь, то камнем «падает» к земле, объясняли это особым дерзновением и смирением этих птиц пред Богом. Жаворонок быстро устремляется кверху, но, пораженный величием Господа, в глубоком благоговении склоняется вниз. Так жаворонки, по мысли наших благочестивых предков, изображали собой песнь славы Господу, вознесенную мучениками, их смирение и устремленность ввысь, в Царство Небесное, к Солнцу Правды - Христу.
Считается, что «На Сороки день с ночью меряются, прилетают сорок разных птиц, сорок пичуг на Русь пробирается».
Память 40 мучеников относится к кругу наиболее чтимых праздников. Св. Василий Великий, Григорий Нисский и Ефрем Сирин в этот день произносили свои поучения, а Иоанн Дамаскин и Феофан Никейский написали стихиры на праздник. В этот день облегчается строгость Великого Поста и совершается литургия Преждеосвященных даров.
Тропарь, глас 1:
Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша, / умолен буди, Господи, / и вся наша болезни исцели, / Человеколюбче, молимся.
Ин тропарь, глас 1:
Страстотерпцы всечестнии, / воини Христовы четыредесяте, / твердии оружницы, / сквозе бо огнь и воду проидосте / и Ангелом сограждане бысте, / с нимиже молитеся Христу о иже верою хвалящих вас / Слава Давшему вам крепость, / слава Венчавшему вас, / слава Подавающему вами всем исцеления.
Кондак, глас 6.
Все воинство мира оставльше, / на Небесех Владыце прилепистеся, / страстотерпцы Господни четыредесять, / сквозе огнь бо и воду прошедше, блаженнии, / достойно восприясте славу с Небес / и венцев множество.
Сорок Севастийских мучеников
Первая четверть 4 века была ознаменована переломами между Римским государством и христианами.
Римским правительством проводились враждебные действия по отношению к верующим во Христа, настаивая на возврат в веру предков.
Именно в такой борьбе, нашли свои страдания за христианскую веру молодые воины, 40 мучеников Севастийских.
Житие 40 мучеников Севастийских
При правлении Святого Константина, произошли изменения, решающие проблемы христиан, дающие возможность исповедовать свою веру и строить помещения для молебна. Но другой правитель, Лициний, примыкал к жестким антихристианским деятелям, полностью поддерживая языческую веру и преследования христиан. Эти разногласия спровоцировали между двумя правителями военный конфликт, который разразился в городе Севастия.
Войска Константина состояли сплошь из верующих христиан, а вот войска Лициния были смешанных вероисповеданий, христиане и язычники. Лициний, испугавшись, что воины христианской веры предадут его или не станут воевать против единоверцев, решился на уговоры поклонения и жертвоприношения идолам.
Этими воителями были 40 каппадокийских солдат под руководством командира Агриколая, ярого язычника. Они ответили отказом на отречение от Христа, что привело к заключению под стражу, в пещеру, где страстно предавались молитвам. В ночное время воинами был услышан глас, говоривший о смиренном терпении ими испытаний, и о грядущем спасении.
Следующий день принес испытания лестью. Воинов всячески восхваляли, указывая на юность, смелость и доблесть, пытаясь тем самым расположить их к себе и подвигнуть на отречение от Христа, но вновь получили отрицательный ответ.
По прошествии недели, прибыл известный крупный чиновник Лисий, свершавший суд над 40 воинами, которые смело говорили об отказе всех своих званий и заслуг, и о твердости в вере своей. Суд присудил воинам быть битыми камнями, но исполнить казнь оказалось невозможным делом.
Все булыжники пролетали, не задев воителей, что позволило судьям понять, что их охраняет мистическая сила. В ночное время, при чтении молитв, воины вновь услышали глас Господень: «Поверившие в меня, умерев воскреснут. Не бойтесь, ибо венцы воспримете от меня.» Следующий день не принес никаких изменений.
Изощренные мучители придумали новые испытания для воинов. Так как время было зимнее, морозы стояли лютыми, судьи приказали отвести 40 мучеников на озеро, где раздели их донага и поместили на замерзшем льду. А напротив, на берегу, установили теплые бани и развели костры, дабы это помогло скорее сломить их волю.
В полночное время, каппадокийский воин не выдерживает холода, сломился душой, и бежит к дверям бани, где мгновенно же умирает. Всевышний свершает отраду для воинов, рассеивая ночной мрак, делая ледяной пласт мягким, а воду теплой. Над самими же 39 воинами воссияли венцы.
Все это видел один из стражников, Аглаий, который из всей охраны бодрствовал. Увиденное им чудо подвигло его отказаться от веры языческой, и всей душой обрести веру христианскую. Он разбудил спящую стражу, скинул одежду и со словами: «Я теперь верю во Христа», присоединяется к святым.
С рассветом стражники увидели невредимых святых, подле которых был и Аглаий, прославлявших Бога живого. Тогда они получают приказ казнить 40 мучеников, и не теряя времени приводят его в исполнение, выведя воинов из озера и перерубив им ноги. Упокоившихся 40 мучеников Севастийских были преданы сожжению на огромном кострище.
Епископ Севастийский получил известие во сне от святых мучеников, велевшие ему пойти к месту казни и захоронить как полагается их останки.
Икона 40 мучеников Севастии
Икона «40 мучеников Севастии» хранит в себе наследие тех времен, напоминая о стойкости духа пред лицом страшных испытаний.
На ней изображены сорок святых воинов христовых, составляя из себя плотную композицию из нескольких рядов. Позы мучеников неповторимы, лики святых отличаются своим многообразием, на одних читается вдохновение, на других трогательность или заботливость, сдержанность или сосредоточенность.
Пластичная самоценность ликов и обнаженных тел не нарушается нанесенными четкими контурами. Несмотря на всю лаконичность сочетания синих, красных и золотисто — охристых цветов икона выглядит богато.
Помогает икона в обретении силы в вере, мужества, стойкости в посланных испытаниях и горестях.
Икона написана в конце 12 и начале 13 веков. Находится в Местии (Грузия).
Молитва 40 мученикам Севастийским
Молитвенное обращение к святым мученикам помогает в обретении святых помощников при заточениях и преследованиях, при тягостных моментах жизни, и для получения покровительства и защиты людей, находящихся в горячих точках.
Так же обращение помогает в моменты отчаянья и в приобретении стойкости перед страшными неурядицами в жизни.
Церковь 40 мучеников Севастийских у Новоспасского монастыря
Первая церковь, посвященная 40 мученикам Севастийским, была построена в Московской области, предположительно в 16 веке. Она была деревянной, и спустя век на ее месте была построена каменная, которая стала просторней за счет расширенной трапезной, с примыкающими по сторонам приделов Петра и Павла и святителя Николая.
В 19 веке была пристроена колокольня, в стиле позднего классицизма, и началась перестройка трапезной, на пожертвования купца Маслова. Чуть позже трапезную снова начали перестраивать, добавляя в нее более современный декор.
В 30-х годах 20 века советские власти закрыли церковь, и по их приказу колокольня была обезглавлена, от нее остался только первый нижний ряд. В 90-х годах церковь вернули во владение православным, которые совместными усилиями сумели восстановить колокольню и предать церкви прежний образ.
День памяти 40 мучеников Севастийских
В такой день в православных храмах совершаются таинственные богослужения, литургии .
Местонахождение Севастийского озера
Севастийское озеро, послужившее местом испытания, где нашли свою смерть сорок святых великомучеников Севастийских, находится на территории Турции, в Сивасе. Но самого озера, в обычном понимании, уже нет. Оно высохло много столетий назад.
Рядом с этим местом сохранился свод, в котором находились арестованные воины, заполненный родниковой водой, проникающей из разных источников.
Ваша помощь сайту и приходу
НЕДЕЛЯ 3-Я ПО ПАСХЕ, СВЯТЫХ ЖЕН-МИРОНОСИЦ (ПОДБОРКА МАТЕРИАЛОВ)
Календарь — архив записей
Поиск по сайту
Рубрики сайта
Выберите рубрику 3D-экскурсии и панорамы (6) Без рубрики (10) В помощь прихожанам (3 845) Аудиозаписи, аудиолекции и беседы (314) Буклеты, памятки и листовки (137) Видеофильмы, видеолекции и беседы (1 008) Вопросы священнику (433) Изображения (260) Иконы (546) Иконы Божией Матери (106) Проповеди (1 097) Статьи (1 867) Требы (31) Исповедь (15) Таинство Венчания (11) Таинство Крещения (18) Георгиевские чтения (17) Крещение Руси (22) Литургия (175) Любовь, брак, семья (77) Материалы для воскресной школы (415) Аудио (24) Видео (111) Викторины, вопросы и загадки (45) Дидактические материалы (75) Игры (30) Изображения (45) Кроссворды (26) Методические материалы (48) Поделки (25) Раскраски (14) Сценарии (11) Тексты (100) Повести и рассказы (31) Сказки (11) Статьи (19) Стихи (31) Учебники (17) Молитва (523) Мудрые мысли, цитаты, афоризмы (389) Новости (282) Новости Кинельской епархии (107) Новости прихода (54) Новости Самарской митрополии (13) Общецерковные новости (80) Основы православия (3 941) Библия (870) Закон Божий (892) Миссионерство и катехизация (1 505) Секты (7) Православная библиотека (491) Словари, справочники (53) Святые и Подвижники благочестия (1 822) Блаженная Матрона Московская (5) Иоанн Кронштадтский (2) Символ Веры (99) Храм (167) Устройство храма (1) Церковное пение (33) Церковные записки (10) Церковные свечи (10) Церковный этикет (11) Церковный календарь (2 592) Антипасха (15) Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц (19) Неделя 3-я по Пятидесятнице (1) Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (7) Неделя 5-я по Пасхе о самаряныне (8) Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (4) Пост (483) Радоница (10) Родительская суббота (35) Светлая Седмица (17) Страстная Седмица (69) Церковные праздники (715) Благовещение (17) Введение во храм Пресвятой Богородицы (11) Воздвижение Креста Господня (15) Вознесение Господне (18) Вход Господень в Иерусалим (20) День Святого Духа (10) День Святой Троицы (36) Икона Божией Матери »Всех скорбящих Радость» (1) Казанской иконы Божией Матери (15) Обрезание Господне (4) Пасха (138) Покров Пресвятой Богородицы (21) Праздник Крещения Господня (45) Праздник обновления храма Воскресения Иисуса Христа (1) Праздник Обрезания Господня (1) Преображение Господне (16) Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня (1) Рождество (120) Рождество Иоанна Предтечи (9) Рождество Пресвятой Богородицы (24) Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (3) Сретение Господне (18) Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна (5) Успение Пресвятой Богородицы (27) Церковь и таинства (154) Елеосвящение (10) Исповедь (34) Миропомазание (5) Причащение (26) Священство (6) Таинство Венчания (14) Таинство Крещения (19) Основы православной культуры (35) Паломничество (249) Афон (1) Главные святыни Черногории (1) Рим (Вечный город) (3) Святая земля (3) Святыни России (16) Пословицы и поговорки (9) Православная газета (38) Православное радио (69) Православный журнал (36) Православный музыкальный архив (171) Колокольные звоны (12) Православный фильм (95) Притчи (103) Расписание богослужений (61) Рецепты православной кухни (15) Святые источники (5) Сказания о Русской земле (94) Слово Патриарха (116) СМИ о приходе (23) Суеверия (40) Телеканал (383) Тесты (2) Фото (25) Храмы России (245) Храмы Кинельской епархии (11) Храмы Северного Кинельского благочиния (7) Храмы Самарской области (69) Художественная литература проповедническо-огласительного содержания и значения (126) Проза (19) Стихи (42) Чудеса и знамения (60)Православный календарь
Седмица 3-я по Пасхе. Ап. Иакова Зеведеева (44). Обре́тение мощей свт. Никиты, еп. Новгородского (1558). Свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского (1867).
Свт. Доната, еп. Еврии (ок. 387). Обре́тение мощей сщмч. Василия, еп. Амасийского (IV). Мч. Максима.
Утр. – Ин., 67 зач., XXI, 15–251. Лит. – Деян., 17 зач., VI, 8 – VII, 5, 47–60. Ин., 13 зач., IV, 46–54. Ап.: Деян., 29 зач., XII, 1–11. Лк., 17 зач., V, 1–11.
Именинников мы поздравляем с днем Ангела!
Икона дня
Преподобный Пафну́тий Боровский, игумен
Преподобный Пафнутий Боровский родился в 1394 году в селе Кудинове, недалеко от Боровска, и при Крещении был назван Парфением. Его отец Иоанн был сыном крестившегося татарина-баскака Мартина, мать Парфения носила имя Фотиния. 20-ти лет Парфений оставил родительский дом и в 1414 году принял постриг с именем Пафнутий в Покровском монастыре на Высоком от настоятеля Маркелла. Много лет подвизался инок Пафнутий в обители. Когда скончался настоятель монастыря, братия избрала его игуменом. Святитель Фотий, митрополит Киевский, рукоположил преподобного в священный сан (около 1426 г.). Тридцать лет провел преподобный в Покровской обители, где был и настоятелем, и старцем-духовником. На 51-м году жизни он тяжело заболел, оставил игуменство и принял великую схиму. После выздоровления в день святого великомученика Георгия Победоносца, 23 апреля 1444 года, ушел из монастыря и поселился с одним иноком на левом берегу реки Протвы при впадении в нее реки Истерьмы. Вскоре на новое место к нему стала собираться братия. Число иноков быстро возрастало. Был построен новый каменный храм вместо прежнего деревянного в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В росписи храма принимал участие лучший иконописец того времени Дионисий и его помощники. Преподобный Пафнутий подавал пример братии, ведя строгую жизнь: келлия его была беднее всех, из пищи брал худшее. В понедельник и пятницу не вкушал совсем, а в среду держался сухоядения. Из общих работ преподобный избирал самые тяжелые: рубил и носил дрова, копал и поливал огород, в то же время первым приходил на церковную службу.
Преподобный Пафнутий пользовался глубокой любовью и почитанием не только братии своего монастыря, но и других обителей. Промыслом Божиим в обитель к преподобному был направлен двадцатилетний юноша Иоанн Санин. Испытав пришедшего, преподобный постриг его в иночество с именем Иосиф. Впоследствии преподобный Иосиф Волоцкий, твердо хранивший чистоту православной веры, возглавил борьбу против ереси жидовствующих, осужденной на Соборе 1504 года. На этот подвиг молодого инока благословил преподобный Пафнутий.
За неделю до смерти преподобный предсказал свою кончину. Исполнив последнюю молитву и благословив братию, он отошел к Богу 1 мая 1477 года. Преподобный Пафнутий был последователем преподобного Сергия, игумена Радонежского.
Тропарь преподобному Пафнутию Боровскому
Жития́ све́тлостию просвети́в твое́ оте́чество,/ в моли́твах и посте́х дарова́ний Боже́ственнаго Ду́ха испо́лнился еси́,/ и, во вре́менней сей жи́зни до́бре подвиза́вся,/ ми́лость благоутро́бия все́м скорбя́щим отве́рзл еси́,/ и ни́щим был еси́ засту́пник./ Тем мо́лим тя, о́тче Пафну́тие,// моли́ Христа́ Бо́га, да спасе́т ду́ши на́ша.
Перевод: Просветив твое отечество светлостью жизни, в молитвах и постах ты наполнился дарами Святого Духа, и, во временной жизни прекрасно подвизаясь, ты открыл всем скорбящим щедроты милости и был защитником нищих. Потому молим тебя, отче Пафнутий, моли Христа Бога, да спасет души наши.
Кондак преподобному Пафнутию Боровскому
Бо́жиим светоли́тием просвеще́н, о́тче,/ по́стническое стяжа́л еси́ жи́тельство, преподо́бне,/ и́ноком предо́брый наста́вниче и по́стником благо́е украше́ние./ Сего́ ра́ди Госпо́дь, труды́, твоя́ ви́дев,/ чуде́с да́ром обогати́ тя,/ источа́еши бо исцеле́ния./ Мы же, ра́дующеся, вопие́м ти́:// ра́дуйся, о́тче Пафну́тие.
Перевод: Ярким светом Божиим был просвещен, отче, постнической достиг ты жизни, преподобный, монахам отличный наставник и постников хорошее украшение. Потому Господь, видя твои труды, обогатил тебя даром чудотворения, ибо ты подаешь исцеления. Мы же, радуясь, взываем к тебе: «Радуйся, отче Пафнутий».
Молитва преподобному Пафнутию Боровскому
О, свяще́нная главо́, земны́й А́нгеле, Небе́сный челове́че, вели́кий чудотво́рче, преподо́бне о́тче наш Пафну́тие! К тебе́ с ве́рою и любо́вию усе́рдно прибега́ем и умиле́нно про́сим: яви́ нам смире́нным и гре́шным свято́е и многомо́щное твое́ заступле́ние. Не дерза́ем, грех ра́ди на́ших, с свобо́дою чад Бо́жиих, проси́ти Го́спода и Влады́ку на́шего о поми́ловании и проще́нии. Но тебе́, моли́твенника к Нему́ благоприя́тна, предлага́ем и мо́лим, испроси́ нам у бла́гости Его́ да́ры благопотре́бныя и спаси́тельныя душа́м на́шим: ве́ру пра́ву, благоче́стие кре́пкое, покая́ние и́стинное, проще́ние грехо́в, житие́ соверше́нное, исправле́ние реши́тельное, да обрати́вшеся от злых дел к Богоугожде́нию, про́чее непрогневля́ем Го́спода наруше́нием святы́х Его́ за́поведей. Умоли́, свя́тче Бо́жий, Всевы́шняго Творца́ дарова́ти мир и благоче́стие стране́ на́шей правосла́вной. Сохрани́, уго́дниче Христо́в, святу́ю оби́тель твою́, созда́нную тобо́ю, и вся живу́щия и подвиза́ющияся в ней от вся́каго зла ненаве́тны. При́зри ми́лостивно на лю́ди, к тебе́ прибега́ющия, и вся проше́ния их во благо́е испо́лни. Всем же нам здра́вие душе́вное и теле́сное, земли́ плодоно́сие, ти́хое и благоуго́дное житие́, благу́ю, христиа́нскую кончи́ну и до́брый отве́т на Стра́шном Суде́ у Всеми́лостиваго Бо́га исхода́тайствуй, я́ко вои́стину име́яй ве́лие к Нему́ дерзнове́ние. Ей, о́тче, ве́мы, я́ко мно́го мо́жет моли́тва твоя́ пред лице́м Вседержи́теля Го́спода и ничто́же невозмо́жно есть хода́тайству твоему́, а́ще то́кмо восхо́щеши: сего́ ра́ди кре́пко на тя упова́ем и на твои́ святы́я моли́твы вельми́ наде́емся, я́ко ты приведе́ши нас предста́тельством твои́м в ти́хое приста́нище спасе́ния и насле́дники яви́ши ны све́тлаго Ца́рствия Христо́ва. Не посрами́ же упова́ния на́шего, чудотво́рче святы́й. И сподо́би нас вку́пе с тобо́ю блаже́нства ра́йскаго наслажда́тися, да сла́вим, хва́лим и велича́ем вели́кую ми́лость к нам Человеколю́бца Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха и твое́ благо́е, оте́ческое заступле́ние во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Читаем Евангелие вместе с Церковью
Святой Церковью читается Евангелие от Иоанна. Глава 6, ст. 27-33.
27 Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог.
28 Итак сказали Ему: что́ нам делать, чтобы творить дела Божии?
29 Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал.
30 На это сказали Ему: какое же Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе? что́ Ты делаешь?
31 Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть.
32 Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес.
33 Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру.
(Ин. гл. 6, 27-33.)
Мульткалендарь
Православные просветительские курсы
ПРЕДАТЕЛЬСТВО: Слово в Великую Среду
В Ветхом Завете для того, чтобы обозначить предательство, употреблялись другие слова, которые были связаны с мерзким отступлением человека от Бога: развратом, прелюбодеянием, совращением и т.д.
Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 07:16 мин. Размер 6.67 Mb)
Иеромонах Алексий (Годлевский)
Подготовка к таинству святого Крещения
В разделе "Подготовка ко Крещению " сайта "Воскресная школа: on-line курсы " протоиерея Андрея Федосова , руководителя отдела образования и катехизации Кинельской Епархии собрана информация, которая будет полезна тем кто сам собирается принять Крещение, либо хочет окрестить своего ребенка или стать крестным родителем.
Р аздел состоит из пяти огласительных бесед, в которых раскрывается содержание православного вероучения в рамках Символа Веры, объясняется последовательность и смысл обрядов, совершаемых при Крещении и даются ответы на распространенные вопросы связанные с этим Таинством. Каждая беседа сопровождается дополнительными материалами, ссылками на источники, рекомендованную литературу и интернет-ресурсы.
О гласительные беседы курса представлены в виде текстов, аудиофайлов и видео.
Темы курса:
- Беседа №1 Предварительные понятия
- Беседа №2 Священная Библейская история
- Беседа №3 Церковь Христова
- Беседа №4 Христианская нравственность
- Беседа №5 Таинство святого Крещения
Приложения:
- Часто задаваемые вопросы
- Православные святцы
Чтение житий святых Дмитрия Ростовского на каждый день
Свежие записи
Радио "Вера"
Радио «ВЕРА» – это новая радиостанция, которая рассказывает о вечных истинах Православной веры.
Телеканал Царьград: Православие
«Православная газета» г.Екатеринбург
Православие.Ru - Встреча с Православием
- Встреча тринадцатая. Опыт духовной жизни преподобного Силуана Афонского
Жизнеописание святого; советы по борьбе со страстями; личный аскетический опыт; афонское монашество; главная цель жизни – стяжание благодати; откровение подвизающимся: «держи ум во аде, и не отчаивайся», умная молитва.
- Об «уроженке Магдалы», первой удостоившейся явления воскресшего Иисуса
Святая исцеляла больных, помогала бесплодным и роженицам, освобождала заключённых из тюрьмы и даже воскрешала мёртвых.
- Сотаинница старца
- «Монах Паяций»
«Не унывай, душко!» – любил повторять приходящим к нему Христа ради юродивый Паисий (Яроцкий). Сам он не только терпел, но и намеренно вызывал окружающих на побои и издевательства, которые переносил смиренно и с великой радостью.