Именные иконы. Дорога на сантьяго-де-компостелу Под защитой небесного покровителя
Начиная разговор об апостоле Иакове Зеведееве ─ одном из 12 ближайших учеников и последователей Иисуса Христа, следует обратить внимание на то, что его нередко путают с двумя другими Новозаветными святыми, носившими это имя. Одним из них является также входивший в ближайшее окружение Спасителя. Кроме того, Иаковом звали брата Иисуса Христа ─ сына Иосифа, рождённого до его обручения с Девой Марией. Ошибка бывает особенно заметна при чтении тропаря апостолу Иакову Зеведееву, а также посвящённой ему молитвы и акафиста.
«Сыны грома»
В Евагелиях от Матфея (4:21) и Марка (1:19) описывается сцена призвания ко служению Иисусом Христом будущих апостолов Иакова Зеведеева и его младшего брата Иоанна Богослова. Оба они были сыновьями рыбака Зеведея и так же, как их отец, добывали себе пропитание, забрасывая сети в воды моря Галилейского (современное название ─ За порывистый и необузданный нрав Иисус нарек братьев именем Боанергес, что в переводе с арамейского языка означает «Сыны грома».
Черты характера, послужившие поводом для столь необычного имени, проявляются у них в эпизоде, описанном евангелистом Лукой (9:54), когда братья предлагают Иисусу низвергнуть небесный огонь на жителей саморянского селения, отказавших Ему в гостеприимстве.
То же прослеживается и в сцене из Евангелия от Марка (10:35 ─ 37), где святой апостол Иаков Зеведеев и его брат просят Учителя дать им почётные места во Царствии Небесном. В обоих случаях Господь снисходительно относится к душевным порывам своих учеников, используя их опрометчивость и наивность, как повод для мудрого наставления.
Наряду с и Иоанном Богословом, Иаков Заведеев входил в число самых близких учеников и последователей Иисуса Христа. Именно их Он сделал свидетелями трёх важнейших Евангельских событий ─ воскрешения дочери Иаира (Мк. 5:37), чудесного Преображения на вершине (Мф. 17:1, Мк. 9:2 и Лк. 9:28) и полной драматизма сцены в Гефсиманском саду.
Проповедники Христова учения
О той деятельности, которой посвятил себя апостол Иаков Зеведеев после Воскресения и Вознесения Иисуса Христа, мы узнаём со страниц ещё одной книги, включённой в Новый Завет. Это В ней повествуется о том, как, исполнившись Духа Святого, сошедшего на апостолов в пятидесятый день по Вознесении Иисуса (праздник Пятидесятницы), он и прочие ученики Христовы трудились над устроением первых христианских общин.
Для проповеди слова Божьего каждому из них был предначертан свой путь. Апостол Иаков Зеведеев, житие которого было написано вскоре после его кончины, занимался миссионерской деятельностью среди жителей Испании, в то время утопавших во мраке язычества. Вернувшись затем в Иудею, ученик Иисуса Христа продолжал смело заявлять о Нём, как о Спасителе мира, подтверждая свои слова выдержками из Священного Писания.
Проповедуя в синагогах и на площадях Иерусалима, он неизменно собирал толпы слушателей. Многие из них, вняв его простым и мудрым словам, доходившим до глубины сердца, обращались к новой вере и втайне ото всех принимали крещение. Именно из них впоследствии сложились те первые общины, благодаря которым христианство из катакомбной церкви превратилось в ведущую мировую религию.
Обращение философа-волхва в христианство
Проповеди, с которыми выступал апостол Иаков Зеведеев, часто вызывали злобную реакцию со стороны ортодоксальных иудеев, которых он открыто обвинял в жестокосердии, фарисействе и неверии, прикрываемом показным благочестием. Не имея достаточных богословских знаний, чтобы вступать в публичную полемику со своим врагом, иудеи наняли за денежное вознаграждение некоего философа-волхва по имени Гермоген.
Ему было поручено при большом скоплении народа, аргументировано опровергнуть евангельское учение о приходе в мир Христа Спасителя и о Царствии Небесном, ожидающим всех последователей, созданной Им Церкви. Перед началом богословского диспута апостол Иаков Зеведеевимелбеседу с учеником волхва Филиппом, и тот, услышав исполненные мудрые речи их будущего оппонента, сам уверовал во Христа.
Не стал упорствовать в своих заблуждениях и Гермоген. Вникнув в глубинную сущность учения, проповедуемого апостолом, он решительно отрёкся от прежних убеждений, сжёг свои богопротивные книги и, приняв святое крещение, вошёл в число наиболее ярых приверженцев христианской веры. Этот пример весьма показателен, поскольку он демонстрирует силу убеждения, которой Спаситель наделил Своих ближайших учеников.
Казнь ученика Христова
Священное Предание повествует о мученической кончине, которая в 44 году от Р. Х. стала венцом земной жизни Иакова Зеведеева. Враги святого апостола, оставшиеся глухи к его боговдохновенным проповедям, убедили правившего в те дни царя Ирода Агриппу I арестовать ненавистного им Иакова и предать суду за попрание основ иудейской веры.
Суд был скор и неправеден. Приговорённый к смерти апостол даже в последние минуты жизни продолжал свидетельствовать своим палачам о великой миссии Иисуса Христа. Разгневанный царь, выхватив меч, собственноручно отсёк ему голову. Об этом трагическом эпизоде упоминается в книге "Деяния апостолов" (2:1-4). Кстати, Иаков Зеведеев является единственным апостолом, чья смерть описывается в Новом Завете.
Последнее путешествие апостола Иакова
Далее Священное Предание говорит, что после казни останки святого мученика были по приказанию царя Ирода Агриппы положены в лодку, которая была пущена по волнам Средиземного моря. Но Господь не позволил бесследно пропасть мощам Своего ученика.
Через некоторое время гонимая неведомой силой лодка благополучно достигла берегов Испании в том месте, где когда-то звучали пламенные проповеди апостола Иакова, и была выброшена волнами на берег. Там она пролежала, сокрытая от людских глаз, в течение нескольких веков.
Начало почитания святого апостола
В 813 году, согласно Преданию, в той местности поселился одинокий монах-отшельник по имени Пелайо. Однажды ему было некое видение в образе путеводной звезды, указавшей путь к ковчегу с нетленными мощами апостола. С этого времени началось их всеобщее почитание, а в 898 году испанский король Альфонс III приказал на месте чудесной находки воздвигнуть Храм апостола Иакова Зеведеева.
По свидетельству исторических документов тех лет, он представлял собой лишь маленькую церковь, стоявшую на берегу моря и открытую всем ветрам, но тем не менее начало было положено, и в последующие столетия эта традиция продолжилась во многих христианских странах.
В качестве примера можно привести московский храм апостола Иакова Зеведеева в Казенной слободе, первое летописное упоминание о котором относится к 1620 году, то есть периоду царствования основателя династии Романовых ─ государя Михаила Фёдоровича. Многократно перестроенный, в соответствии с менявшимися архитектурными особенностями различных эпох, он дошёл до нас как уникальный памятник церковного зодчества. И сегодня в нём регулярно звучат молитвы и акафист апостолу Иакову Зеведееву, день памяти которого Православная церковь отмечает 13 мая и 13 июля.
Под защитой небесного покровителя
Но вернёмся в Испанию. Её жители в память о чудесном обретении мощей и видении, посетившем некогда отшельника Пелайо, стали называть тот участок побережья Компостелла, что переводится с латыни как «Место, указанное звездой». Со временем он стал заселяться, превратившись, наконец, в большой и шумный город.
Святой апостол Иаков почитается как один из небесных покровителей Испании. Его ходатайство перед Престолом Отца Небесного особенно помогло испанцам в период так называемой Реконкисты ─ борьбы за освобождение Пиренейского полуострова от арабов, продолжавшейся с VIII по XV век. В течение почти 700 лет они шли в бой, укрепив свой дух молитвой апостолу Иакову Зеведееву.
Путь Иакова
В отличие от православного мира, католики празднуют день памяти этого святого 25 июля, и если торжество выпадает на воскресенье, то в Испании официально объявляется «год апостола Иакова», в продолжение которого все посвящённые ему празднества проводятся с особенной пышностью. Почитание апостола Иакова Зеведеева среди испанцев приобрело столь массовый характер, что место обретения его мощей, называющееся Сантьяго-де-Компостела. С XI века оно стало вторым по значимости объектом паломничества, уступающим лишь Иерусалиму.
В XX веке традиция его посещения приобрела у католиков довольно своеобразную форму. Для того чтобы считаться настоящим пилигримом необходимо, по прибытии в город получить специальный сертификат. Он выдаётся лишь тем, кто, направляясь в Сантьяго-де-Компостела, пройдёт так называемый путь Иакова. Для этого следует преодолеть 100 километров пешком или 200 на велосипеде.
Образ апостола Иакова Зеведеева в изобразительном искусстве
Поскольку согласно Священному Преданию, во дни своего земного служения апостол нередко предпринимал дальние странствования, одним из которых и было его посещение Испании, у католиков он считается покровителем путешественников. В связи с этим художники разных эпох его изображали в образе пилигрима, держащего в руке посох или раковину морского гребешка, являющуюся общепринятой эмблемой паломничества в Компостелу, где на протяжении уже многих веков покоятся его мощи. Известны также его изображения в виде рыцаря, сидящего на коне. Такая трактовка образа связана с его ролью в изгнании арабов с Пиринейского полуострова.
Испанцы пали духом. Уж больше года скитаются они по неприютным землям северного материка, а вместо золота и пышных каменных городов встречают лишь дикарей, смерть и опасности на каждом шагу. Многие стали открыто говорить о возвращении. Только свиньи сохраняли завидную бодрость духа и неустанно продолжали плодиться.
Как раз в эту тяжелую минуту Сото получил тайную весть, что его корабли находятся в Мексиканском заливе, в устье Алабамы, всего в шести днях пути. Какое искушение! Может, действительно сдаться и повернуть к морю? И завершить поход - бесславно, с пустыми руками, загубив понапрасну полторы сотни соратников? Нет! Надобно проявить упорство, и удача сама придет в руки. И Сото, дав двухнедельный отдых войску, развернул его спиною к кораблям и двинулся на север, в самое сердце Таинственного материка. Истинный конкистадор!
После двухнедельного марша экспедиция достигла земли индейцев чикасавов. Поначалу отношения с туземцами складывались неплохо: вождь подарил пришельцам полтораста кроликов, а испанцы ответным жестом угостили индейцев свининой. И настолько туземцам понравилось сочное мясо, что вскоре началось повальное воровство свиней из загонов. Такого бесстыдного посягательства Сото не мог стерпеть: двоих из пойманных воров он собственноручно застрелил из лука, а третьего отправил восвояси с отрубленными руками.
В декабре 1540 г. Сото остановился на зимовку в индейском селении, выгнав оттуда его обитателей. Месяц прошел спокойно, и конкистадоры, потеряв бдительность, перестали выставлять охрану. Однажды ночью индейцы обрушились на испанский лагерь сразу с четырех сторон. Вспыхнули соломенные крыши хижин, и ветер мигом разметал пламя по всему селению. Спросонок испанцы не могли отыскать оружия, выскакивали в чем мать родила из горящих домов и попадали под тучи стрел. Рухнули загоны для скота, свиньи с пронзительным визгом носились в огне, как черти в аду, сметая все на своем пути. Обезумевшие лошади сорвались с привязей и с грюмким ржанием врассыпную ринулись во тьму. Они-то и спасли положение, до смерти перепугав индейцев.
Восходящее солнце высветило унылую картину. Раздетые люди беспомощно толпились вокруг костров посреди пепелища. Сгорели одежды и седла, шатры и съестные припасы, в огне оплавились мечи, пики и алебарды. Погибло сорок солдат и полсотни лошадей. И самое печальное: от могучего стада свиней, взращенного с такими трудами буквально по поросеночку, осталась всего-то сотня голов!
Сото приказал солдатам сплести из травы циновки и прикрыть обнаженные тела, соорудить кузницу и перековать испорченное оружие, так что следующую атаку он ожидал в полной боевой готовности. Индейцам пришлось отступить.
Иной бы не вынес такого удара судьбы, махнул бы на все рукою да и повернул к кораблям, благо свинины на обратный путь все равно с избытком хватало. Но истинного конкистадора никакие беды остановить не могли. Наступила весна, и конкистадоры вновь устремились вперед, в неведомое, и опять с непрерывными боями. О проводнике Педро в хрониках экспедиции больше не поминается - видимо, испанцы казнили лгуна. Теперь Сото сам вел экспедицию, вел наугад, поворачивая то к северу, то к югу, но в целом придерживаясь западного направления. Характер местности изменился. На пути попадались бесчисленные озерки, старицы, речушки и протоки, которые сильно затрудняли продвижение войска. Все говорило о близости огромной реки.
Иаков Зеведеев (греч. Ιάκωβος , лат. Iacobus, исп. Santiago), Иаков Старший - апостол Иисуса Христа, упоминаемый в Новом Завете. Иаков родился в Палестине, был убит в 44 году в Иерусалиме. Старший брат Иоанна Богослова.
В Новом Завете
По сообщениям Евангелий, вместе с отцом и братом был рыбаком. Сцена призвания братьев описана в Евангелии от Матфея (4:21) и Марка (1:19).
Братья Иаков и Иоанн в Евангелиях именуются сыновьями Зеведеевыми по имени их отца Зеведея, также, по сообщению евангелиста Марка (Мк.3:17), Иисус назвал братьев Воанергес (греч. Βοανηργες, арамейское слово, расшифровываемое в Новом Завете как «сыновья грома»), очевидно за порывистый характер. В литературе Иакова Зеведеева также часто называют Иаковом Старшим, чтобы отличить его от апостола Иакова Алфеева и Иакова, «брата Господня» или Иакова Младшего.
Иаков упомянут в списках апостолов в Евангелии от Матфея (10:2), от Марка (3:17), от Луки (6:4), а также в Деяниях Апостолов (1:13).
Иаков наряду с братом и апостолом Петром был самым приближенным учеником Господа. Вместе с Петром и Иоанном он стал свидетелем воскрешения дочери Иаира (Мк.5:37; Лк.9:51). Только их Иисус сделал свидетелями своего Преображения (Мф.17:1; Мк.9:2 и Лк.9:28) и Гефсиманского борения (Мк.14:33).
Порывистый характер братьев в полной мере проявился, когда они хотели низвести с неба огонь на самарянское селение (Лк.9:54); а также в просьбе дать сесть им в Царстве Небесном по правую и левую сторону от Иисуса (Мк.10:35-37).
После воскресения и вознесения Иисуса Иаков появляется на страницах Деяний апостолов. Он вместе с другими апостолами был исполнен Святого Духа в день Пятидесятницы (Деян.2:1-4), участвовал в устроении первых христианских общин. В Деяниях сообщается и о его смерти (12:2), согласно этому сообщению царь Ирод Агриппа I «убил Иакова, брата Иоанна, мечом (греч. μαχαίρᾳ)». Судя по дальнейшему тексту это произошло в 44 году. Апостол Иаков - единственный апостол, чья смерть описана на страницах Нового Завета.
Существуют упоминания о погребении его в Мармарике, но они могут происходить от смешения его у христианских авторов с Иаковом Алфеевым.
Почитание
Память в Католической церкви - 25 июля , в Православной церкви - 30 апреля и 30 июня (по юлианскому календарю).
Согласно преданию, после мученической кончины апостола в 44 году на Святой земле, его останки были положены в лодку и пущены по волнам Средиземного моря. Чудесным образом эта лодка приплыла в Испанию, где святой проповедовал ранее, и была выброшена на берег в устье реки Улья (там, где появится позже город Сантьяго-де-Компостела). В 813 году, как гласит церковное предание, живший в этой местности монах-отшельник Пелайо, следуя за некоей путеводной звездой, обнаружил этот ковчег с мощами, которые оставались нетленными. Тогда же возникла легенда о проповеди самого Иакова на Пиренейском полуострове, исторически совершенно неправдоподобная.
В 896-99 годах король Альфонс III издал указ, и на месте находки над мощами была построена небольшая церковь. Само место было названо Компостелла (лат. Campus Stellae, «Место, обозначенное звездой»). Святой Иаков, чудесно являвшийся во время битв с маврами, стал покровителем Испании и Реконкисты. Как апостол, предпринявший, по преданию, во время своего служения далёкое путешествие из Святой земли в Испанию, он стал считаться покровителем паломников. К XI веку паломничество в Сантьяго-де-Компостела приобрело статус второго по значимости паломничества (после паломничества в Святую землю).
В конце XX века традиция возродилась: для того, чтобы получить свидетельство о пройденном «пути Иакова», паломник должен пройти сто или проехать на велосипеде двести километров. По прибытии в город паломник предъявляет в соборе специальный документ «credencial» (паспорт пилигрима, действующий ещё со времен Средневековья) с отметками, сделанными в находящихся на пути пунктах, после чего получает написанный на латыни «Сертификат Компостелы». Когда день поминовения апостола Иакова, 25 июля, выпадает на воскресенье, то в Испании объявляется «год святого Иакова», соответственно, церковные празднества в этом году особенно торжественны.
В честь апостола Иакова названа также столица Чили - Сантьяго.
Апостол считается покровителем района Марьялва в Португалии.
Иконография
Самое старое изображение апостола - мозаика в Равенне VI века, Иаков изображён на ней в виде старца со свитком в руках. В дальнейшем его изображали также в виде странника с посохом, рыцаря на коне - Мавробойцы. Иаков был персонажем картин великих художников - Дюрера, Рубенса и многих других.
Рака с мощами апостола Иакова в Компостельском соборе
Saint James the Elder by Rembrandt
He is depicted clothed as a pilgrim; note the scallop shell on his shoulder and his staff and pilgrim"s hat beside him his symbol is also the carpenter saw.
Святой Иаков Старший. Рембрандта Он изображен одетым в качестве паломника, отмечен ракушкой на плече и его сотрудники и шляпе паломника рядом с ним его символом является также посох паломника.
Икона святого Иакова, сына Зеведея, 18-ого века (Кижи монастыря, Карелия, Россия).
The Codex Calixtinus promotes the pilgrimage to Santiago. Кодекс Calixtinus свидетельствует о паломничестве в Сантьяго.
Saint James" cross.
Крест Святого Иакова.
Святой Иаков (Яков) - так называют нескольких лиц, признанных святыми в Христианской церкви. В испанском варианте звучит как Сантьяго, в английском - Сент-Джеймс (Сент-Джемс). В испано- и англоговорящем мире именем этих святых названо множество географических объектов и организаций.
Путь Свято́го Иа́кова , Эль Ками́но де Сантья́го (исп. El Camino de Santiago) - знаменитая паломническая дорога к могиле апостола Иакова в испанском городе Сантьяго-де-Компостела, главная часть которой пролегает в Северной Испании. Благодаря своей популярности и разветвлённости этот маршрут оказал большое влияние на распространение культурных достижений в эпоху Средневековья. Входит в число памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.
С начала 1980-х годов популярность маршрута непрерывно возрастает, так в 1978 году по нему прошли всего 13 человек, то в 2009 - более 145 тысяч.
Влияние Пути Святого Иакова
Изображение ракушки на стене храма в Лангедоке, Франция
Значительные и постоянные миграции больших масс населения не могли не повлиять на обитателей городов вдоль этого маршрута. Паломникам требовалось отдыхать и питаться: большинство из них останавливалось в расположенных на дороге монастырях и церквях, где также могли поклониться менее значимым, но тем не менее также почитаемым мощам святых.
Монастыри, лежащие возле паломнических дорог, процветали. Но большие толпы требовали переработки как сложившихся архитектурных типов церковных зданий, так и принципов быта, например, жилых помещений, складов пищи и хранилищ для разного рода предметов культа. Путь Святого Иакова был маршрутом, благодаря которому начинает складываться так называемый тип паломнической церкви. Основные отличия подобного типа от предшествующей стеснённой романской архитектуры: пространство стало просторным, размеры увеличивались, а разумная планировка последовательности помещений позволяла удобно регулировать человеческие потоки. Вдоль Дороги выросло огромное количество соборов, с различными (незначительными) вариациями повторявшими выработанный тип.
Легенды и фольклор
Невинного юношу на пути в Компостелу повесили по ложному обвинению в воровстве. Месяц спустя возвращавшиеся родители нашли его ещё живым на виселице - тело поддерживал святой Иаков. Изображение сюжета встречалось на алтарях и витражах.
Эмблемой этого святого является изображение раковины. Ракушки были отличительным знаком пилигримов, вступивших на Путь Святого Иакова, нашивавшимся, например, на одежду. Изображения ракушки украшают здания вдоль всего маршрута.
Cвяты Якуб (Большы), апостал
Якуб Большы, або Старэйшы, быў сынам рыбака Завядзея і Саламеі, братам святога Яна Багаслова. Разам са сваім братам Янам і святым Пятром ён быў адным з улюбёных вучняў Езуса. Якуб і яго брат за свой парывісты тэмперамент былі празваныя Езусам Баанергес - Сынамі грому. Якуб стаў сведкам уваскрашэння дачкі Яіра і перамянення Пана, а таксама быў з Хрыстом у Гэтсыманіі. Пасля ўваскрасення Збаўцы Якуб мужна абвяшчаў Евангелле, і ў 43 ці 44 г. па загадзе Ірада Агрыпы быў забіты ў Ерузалеме праз адсячэнне галавы.
Такім чынам святы Якуб першым з апосталаў прыняў мучаніцкую смерць за Евангелле. Лічыцца, што ён абвяшчаў Добрую Навіну ў Іспаніі. Рэліквіі святога былі цудоўным чынам адшуканыя на Паўднёвым Захадзе Іспаніі: над полем, дзе спачывала яго цела, заззяла зорка. Пазней на гэтым месцы (лац. campus stellae – поле зоркі) быў заснаваны горад Сант’яга-дэ-Кампастэла, які ў Сярэднявеччы наведвала больш пілігрымаў, чым Рым і Ерузалем. Святы Якуб з’яўляецца апекуном Іспаніі і вайскоўцаў, а таксама яблыкаў і іншых пладоў. Яго заступніцтва просяць пры рэўматызме і ў малітвах аб добрым надвор’і.
Успамін: 25 ліпеня
День памяти установлен Православной Церковью 9/22 октября.
Апостол Иаков происходил из Галилейского города Капернаума. Он был сыном Алфея, братом апостола Матфея, прежде мытаря. Когда Иисус Христос начал проповедовать Свое божественное учение, Иаков, услыхав его, сам последовал за Спасителем. Господь причислил его, как достойного, к лику 12-ти апостолов.
Приняв с другими апостолами дар Святаго Духа, в день Пятидесятницы, апостол Иаков пошел с проповедью Слова Божия к язычникам. Как огонь опаляющий, была божественная ревность, объявшая апостола Иакова. Он неустрашимо обличал безбожие, сокрушал идолов, разорял идольские капища. Вдохновенно проповедовал учение Христово, исцелял недужных и бесноватых и творил различные чудеса. Множество неверных обратил ко Христу. Иаков получил наименование божественного семени, потому что сея в сердцах людских Слово Божие, он насаждал веру и взращивал благочестие.
Главными местами его проповеднических трудов были города Газа и Елевферополь с окрестностями. Обойдя многие страны, апостол пришел в Египет, в город Острацын, лежавший на берегу моря, на границе с Палестиной. Здесь святой Иаков был пригвожден ко кресту озлобленными язычниками, и так страдальчески окончил свою жизнь.
Иаков Боровичский, Новгородский, праведный
|
Иаков, брат Господень по плоти, апостол от 70-ти, 1 еп. Иерусалимский, священномученик
|
День памяти установлен Православной Церковью 23 октября/5 ноября.
Апостол Иаков, брат Господень, по словам Церкви, сын Иосифа Обручника, спутник его и Пресвятой Девы Марии в Египет, его также называют Иаков Малый, или Меньший. Он был одним из первых, кто последовал за Спасителем. Вместе с апостолами Павлом, Петром, Иоанном он почитался одним из столпов Церкви. Сын Иосифа Обручника от первой жены, он назывался братом Господним. По Преданию, епископом Иерусалимским святой Иаков был поставлен самим Иисусом, что явился ему после Воскресения. Таким образом, он стал единственным из апостолов, который не проповедовал в путешествиях, но служил сохранению веры, научал ей и священнодействовал в пределах центра тогдашнего христианского мира - святого града Иерусалима.
Иаков Брылеевский, преподобный
Дни памяти установлены Православной Церковью 11/24 апреля, 5/18 мая.
Преподобный Иаков жил на рубеже XIV-XV веков, был родом из богатой боярской семьи города Галича Костромской губернии. Однако с юности он решил уйти от мирских забот и посвятить свою жизнь служению Богу, потому отправился в Троицкую обитель Сергия Радонежского и стал монахом. Возмужав, Иаков ушел из монастыря на пустынное жительство в глухие леса и много лет провел в подвиге молитвенника-отшельника.
Слухи о святости и даре прозорливости Иакова дошли до великого князя Василия Дмитриевича. Тот послал к подвижнику гонца с вопросом, будет ли благополучный исход родов болевшей княгини, и получил утвердительный ответ, который вскоре сбылся. В благодарность князь дал средства на строительство монастыря в местечке Железный Борок недалеко от Галича, где подвизался преподобный.
Со временем обитель росла и крепла, вокруг Иакова собралось все больше учеников. Но в 1429 году на монастырь напали казанские татары и разрушили ее до основания. Преподобному вместе с учениками удалось скрыться в глухих лесах, а вернувшись, пришлось строить обитель заново. По просьбе иноков святой Иаков стал игуменом восстановленного монастыря. Он, как и Сергий Радонежский, ввел для монахов строгие правила общежития и сотрудничества, давал приют и духовное укрепление всем бедным и нуждающимся в помощи.
Снискав всеобщую любовь и почитание, преподобный Иаков дожил до глубокой старости и мирно представился в своей обители. Его святые мощи, обретенные через почти через 200 лет, явили множество чудесных исцелений.
Иаков Зеведеев, апостол из 12-ти, брат ап. Иоанна Богослова
|
День памяти установлен Православной Церковью 30 апреля/13 мая.
Иаков Кармильский (Палестинский), отшельник, постник
|
День памяти установлен Православной Церковью 4/17 марта.
Иаков Катанский (Сицилийский), епископ, исповедник
День памяти установлен Православной Церковью 9/22 августа.
О нем известно лишь то, что он жил в VIII веке, был знатного рода и принял мученическую смерть за почитание христианских икон при императоре-иконоборце Льве Исаврянине.
Иаков Менюжский, Новгородский, отрок
|
День памяти установлен Православной Церковью 24 июня/7 июля.
О нем известно лишь то, что он жил в X веке Новгороде и в возрасте 3-х лет был убит злодеями вместе со своим 5-ти летним братом Иоанном. Через несколько веков были обретены нетленные мощи праведных отроков и помещены в Троицком храме села Менюж Новгородской епархии.
Иаков Месукевийский, Грузинский, мученик
|
День памяти установлен Православной Церковью 15/28 апреля.
Иаков Низибийский (Нисивийский), епископ
День памяти установлен Православной Церковью 21 октября/3 ноября.
О нем известно лишь то, что он жил в XIV веке и сначала вместе с преподобным Феофилом подвизался в монастыре, основанном преподобным Арсением Коневским, на острове Коневце в Ладожском озере. Затем святые Феофил и Иаков основали на реке Омуче в Псковской епархии монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Иаков Персидский, пресвитер, священномученик