Презентация на тему "монастырь". Особый мир монастыря
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
О чем пойдет речь на уроке: Монастырь Монахи Монастырское послушание Монашеский обет Постриг монаха Какими знаниями по этой теме вы уже владеете?
3 слайд
Описание слайда:
Узнаем: кто такие монахи почему люди становятся монахами какие главные правила монашеской жизни известные монастыри Руси о жизни великих монахов
4 слайд
Описание слайда:
Словарь Монах (греч.- «монос»- один)- человек, посвящающий свою жизнь Богу. Инок (древнеслав. «ин»- один) Послушник- человек, живущий при монастыре, исполняющий послушания (определенные виды деятельности), готовится стать монахом Монашеский обет- обещания Богу (жить в послушании, безбрачии, в нестяжании (без личных вещей)) Постриг монаха- обряд посвящения в монахи, обретение нового имени.
5 слайд
Описание слайда:
На ваш взгляд, как эти понятия связаны между собой? послушание монашество обет монах монастырь постриг
6 слайд
Описание слайда:
1. Монахи Главное правило монашеской жизни: «Трудись и молись» *каждый выполняет свое послушание (трудится в поле, в мастерских, в храме, на кухне); *основной труд- молитва; *соблюдает монашеские обеты, подчиняется Уставу монастыря
7 слайд
Описание слайда:
8 слайд
Описание слайда:
Проверь себя: Два основных занятия монаха? Что монахи называют своим «мечом веры?» Как называется обещание Богу? Что монахи называют своим «шлемом веры?» На какой самый главный вопрос отвечает монашество?
9 слайд
Описание слайда:
Правильные ответы: Труд и молитва Четки Монашеский обет Клобук В чем смысл жизни человека?
10 слайд
Описание слайда:
Великие монахи Святой Антоний Великий- первый христианский монах Преподобный Сергий Радонежский Благоверный князь Александр Невский Преподобный Серафим Саровский Святитель Лука Войно-Ясенецкий
11 слайд
Описание слайда:
Из жития Антония Великого Когда пpебывал он в уединении, то пpишел к нему один военачальник Маpтиниан. У него была дочь, мучимая бесом. Долгое вpемя он стучал в двеpь и пpосил Антония, чтобы вышел и помолился Богу о дочеpи его. Антоний не соглашался отвоpить двеpи и, выглянув свеpху, сказал: "Что вопиешь ко мне? И я такой же человек, как и ты. Если веpуешь во Хpиста, Котоpому служу я, то пойди и, как веpуешь, помолись Богу, и пpошение твое будет исполнено". Маpтиниан немедленно увеpовал и, пpизвав имя Хpистово, удалился с дочеpью, освобожденною уже от демона. Много и дpугих знамений сотвоpил чpез Антония Господь, Котоpый сказал: пpосите и дастся вам (Лк. 11, 9).
12 слайд
Описание слайда:
Из жития преподобного Сергия Радонежского Жил в окрестностях обители человек, имевший большую веру к Преподобному. У него был единственный сын, который опасно заболел. С верою понес его в обитель на своих руках скорбящий отец. Он донес сына живым до кельи Преподобного, но, пока умолял игумена помолиться об исцелении дитяти, пока Сергий готовился совершить молитву, мальчик испустил дух... Потеряв последнюю надежду, огорченный родитель с плачем стал укорять Преподобного Сергия, что он, вместо желанного утешения, только увеличил его скорбь. И безутешный отец оставил своего мертвеца, а сам пошел приготовить гроб для любимого дитяти. Сжалился угодник Божий над несчастным родителем; преклонил колена и стал молиться... Еще не окончил он своей молитвы, как вдруг дитя ожило, открыло глаза и протянуло ручки к Преподобному молитвеннику. Возвратился отец. Святой игумен встретил его на пороге кельи словами: «Напрасно ты, человече, не рассмотрев, так возмутился духом – видишь, отрок твой вовсе не умирал». Изумленный родитель не хотел верить словам его, но, увидев сына живым, пал к ногам человека Божия.
13 слайд
Описание слайда:
Из жития святого благоверного князя Александра Невского За распространение христианства, а также за особую, посильную, помощь в восстановлении русских городов и церквей, Александр Невский получил прозвание «благоверный»: «церкви воздвиг, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их». Существует предание, которое описано во всех библейских книгах. Во время захоронения князя тогдашний митрополит хотел вложить в ладонь ему духовную грамоту, но Александр Невский сам протянул руку и принял ее из рук церковного отца. Еще одним чудом, позволившим приписать Александра к лику святых, стал момент, когда во время службы священник неожиданно увидел перед собой живого князя с божественным сиянием. Тот, в свою очередь, спустя время, унесся вверх.
14 слайд
Описание слайда:
Из жития преподобного Серафима Саровского Всех старец встречал с величайшей приветливостью: "Радость моя, Христос воскресе!” - говорил он, с любовью обнимая пришедшего к нему паломника. Но тех, кто приходил с коварством, он грозно удалял от себя. Однажды к нему в пустыньку пришел офицер. Преподобный в это время стоял у чудотворного источника. Офицер приблизился к пустыннику, и в это время вода в источнике потемнела и возмутилась, стала бить мутным ключом. С гневом взглянул преподобный на офицера и грозно повелел: "Гряди вон! Подобно тому как замутился этот святой источник, так возмутишь и ты со своими единомышленниками всю Россию!” В ужасе отошел от него офицер: он действительно приходил с желанием хитростью получить от старца одобрение готовящегося государственного переворота. Это был человек из среды тех, кто по преступному неразумию или по ненависти, хотели разорить Россию и Православие. Преподобный провидел великие несчастья, которые принесут народу революционеры, и заранее предупреждал о событиях, которые должны были произойти через много лет.
15 слайд
Описание слайда:
Из жития преподобного святителя Луки Войно-Ясенецкого Жена одного генерала из любопытства зашла в молитвенный дом сектантов. Муж ее, человек верущий, посоветовал лучше сходить в православный кафедральный собор, где служит Владыка-ученый с мировым именем. Та послушалась и в воскресенье отправилась в церковь. Как раз в этот день святитель говорил проповедь о сектантах, раскрывал их заблуждения, обличал их и запрещал верным общаться с ними. Эта женщина приняла решение не ходить больше к сектантам и попросила передать Владыке Луке благодарность за вразумление. Когда ему сказали об этом, то он перекрестился и сказал: "Благодарю Бога, что моя проповедь принесла плоды"
16 слайд
Описание слайда:
2. Монастыри Место сосредоточения духовной жизни людей: Храмы Колокольни Мастерские Школы Больницы Книги Община монахов Монашество Старчество Послушничество
Разделы: Начальная школа
Класс: 4
Цель урока: знакомство детей с православными монастырями и особенностями монашеской жизни.
1. Познакомить учащихся с жизнью православных монастырей.
2. Развивать умение самостоятельно добывать знания при работе с разными источниками.
3. Воспитывать уважение к людям, выбравшим монашеский путь, к православным святыням России.
Формирование УУД:
Познавательные: формировать умение отбирать главное, синтезировать. Оценивать услышанное и увиденное с целью подготовки к последующему изложению данного материала.
Коммуникативные: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, строить монологическое высказывание.
Личностные: нравственно-эстетическое оценивание нового материала, эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные: формировать способность принимать учебную цель и задачи, давать оценку услышанному и делать определенные прогнозы на опережающие задания, рефлексия.
Формы и виды деятельности: беседа, выборочное комментированное чтение, работа в группах, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа по развивающим заданиям, участие в диалоге.
Понятийный ряд: монах, монастырь, хитон, мантия, апостольник, четки, клобук, ряса, подрясник.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, листы для групповой работы, слова для составления кластера, презентация , выставка книг.
Ход урока
1. Организация начала урока.
Вот опять звенит звонок,
Начинается урок.
Мы не можем расслабляться,
Пора в работу нам включаться.
2. Проверка домашнего задания.
Ребята, с какой темой мы познакомились на прошлом уроке? (Таинство Причастия)
Давайте проверим, как вы поняли материал прошлого урока?
Поработаем в группах.
1 группа. Напишите, какие вы знаете таинства? Слайд №4
3 группа. Закончите предложения. Выберете вариант правильного ответа.
1. Таинство – это действие
Бога по молитве человека,
Лекарств,
Телевизионных программ.
2. Таинство называется так, потому что
Земному человеку нельзя до конца понять его воздействие;
К нему хотят привлечь внимание;
О нём нельзя рассказывать.
3. Люди прибегают к таинствам, чтобы
Появился интерес к жизни,
Стать ближе к Богу,
Чтобы развлечься.
2 группа. Работа по слайду №2. Икона Тайная вечеря.
Что изображено на слайде? Тайная вечеря – последний ужин.
Перед Своим уходом на крест Христос собрал апостолов. Это была прощальная трапеза. Взяв в руки чашу с вином, Христос сказал апостолам: “ Пейте всё. Это Кровь Моя Нового Завета, которая за вас и за многих изливается”.
После этого он разломил хлебную лепёшку и протянул апостолам: “ Вкусите. Это Тело Моё, ломимое во оставление грехов” Мы знаем, что, Христос хотя и принял смерть на кресте, но затем воскрес.
Чтобы люди стали частичками Христа, Его причастниками, Христос на Тайной вечере дал людям Своё Тело. Но чтобы люди не пугались, Свои Тело и Кровь Христос дал людям в виде хлеба и вина.
Первыми причастниками стали апостолы. Затем ту святыню, которой они стали причастны, они передали другим людям.
Проверка 1 группа
– Какие таинства вы знаете?
(Крещение, Причастие, Брак, Миропомазание, Соборование, Покаяние, Священство)
Проверка 3 группа (по слайду №3)
Проверьте, так ли у вас получилось?
Молодцы. Я вижу, что вы хорошо поняли тему предыдушего урока.
3. Актуализация опорных знаний.
Сейчас мы с вами попробуем определить тему сегодняшнего урока. Послушайте песню. Слайд №5
Прослушивание песни о монастыре.
4. Сообщение темы урока.
Сегодня мы с вами откроем дверь в новый для нас мир, и пусть это будет доброе открытие .
Монастырь – это особый мир, там свои законы и правила. Монастыри бывают мужские и женские. Туда приезжают люди, чтобы поклониться святыням, очистить свою душу. Некоторые люди едут за советом в трудной жизненной ситуации, за исцелением от болезни. А некоторые люди связывают свою жизнь с Богом и остаются в монастыре совершать свой подвиг благочестия.
Первые христианские монахи появились в конце III века от Рождества Христова. С тех пор главное правило для монахов: “Трудись и молись”. Сначала монахи жили в далёких от людей пустынях, но, встречаясь с монахами, люди стали замечать в их глазах какую – то особую тишину, радость, свет и мир. И люди стали просить монахов поселиться поближе, чтобы они могли приходить к ним для участия в молитве, в церковных службах, чтобы у мирян была возможность получить духовные советы.
Слово “монах”, происходит от греческого слова “монос” - один. Монахами становятся люди, которые решили посвятить свою жизнь служению Богу, для которых главным призванием в жизни является всегда быть с Богом. Монах в своем послушании Богу подобен самим ангелам, бесплотным духам, являющимся посланцами Бога.
Стать монахом непросто, для этого он проходит определённые этапы жизни в монастыре.
5. Работа с учебником.
Откройте страницу 81 учебника.
Давайте прочитаем о жизни в монастыре.
А теперь найдите этапы жизни в монастыре и запишите их в тетрадь.
6. Проверка самостоятельной работы. Слайд №7.
1. Послушание.
2. Монашеский обет.
3. Постриг.
4. Получение нового имени.
Составление кластера “Монастырь”.
В монастыре каждый несёт своё послушание – обязанность. Стать монахом не просто. Сначала человек должен стать просто послушником, чтобы пожить в монастыре, посмотреть на монахов и их образ жизни. После того, как послушник или послушница твёрдо решили связать свою жизнь с монастырём, они просят принять их в монахи. Для этого существует специальный обряд, называемый постриг.
Сначала будущий монах произносит монашеские обеты, которые включают в себя:
- Исполнение заповедей Господних.
- Добровольная нищета.
- Совершенное отречение от собственной воли и послушание духовному наставнику.
После приношения обетов, с головы монаха состригают несколько прядок волос, что означает добровольное и самостоятельное решение отдать себя в слуги Христу. Для него начинается совсем другая жизнь, и поэтому при постриге он получает новое имя.
Послушайте притчу.
Один из мирян, решив уйти от житейских проблем, поселился в одном из монастырей. В монастыре было такое правило: через 10 лет можно обратиться с любой краткой просьбой к игумену. Прошло 10 лет.
– Как твои дела? – спросил игумен у монаха.
– Еда противная!
Прошло ещё 10 лет.
– А теперь как твои дела? – интересуется настоятель.
– Постель жёсткая – слышит в ответ.
Проходит ещё 10 лет.
Тот же вопрос задаёт игумен.
Я ухожу! – ответил несостоявшийся монах.
В чём смысл этой притчи?
Если же монах остаётся в монастыре на него торжественно надевают его новую одежду.
7. Знакомство с одеянием монахов. Слайд №8
Составление кластера. (на доске)
апостольник клобук параман
хитон Монах подрясник
ряса мантия пояс чётки
Хитон - длинная рубашка из простой ткани.
Подрясник - черное платье, своей простотой напоминающий монаху его обет добровольной нищеты.
Параман – небольшой четырёхугольный плат с изображением креста.
Пояс - является символом того, что монах постоянно должен быть готов к подвижническому деланию.
Ряса - символ отложения всех печалей и смущений, которые обыкновенно происходят от постигающих нас скорбей и бед, а также непрестанное духовное радование. А чёрный цвет является символом покаяния, скорби о грехах, плача об утраченном райском блаженстве .
Мантия – с одной стороны, она означает охраняющую и покрывающую силу Божию, с другой, - неуклонное исполнение монахом правил избранного им образа жизни. Мантия очень просторна и может свободно развеваться, чем напоминает крылатых быстродвижных ангелов и обозначает, что монах, как ангел, должен быть всегда готов ко всякому Божьему делу.
Клобук - именуется шлемом спасения и напоминает о том, что монах должен защищать свой ум от плохих мыслей.
Чётки - называемые при этом мечом духовным, и теперь монах должен непрестанно молиться, перебирая узелки чёток, что помогает ему сосредоточиться на молитве
Апостольник – головной платок с вырезом для лица, ниспадающий на плечи, покрывающий грудь и спину
8. Физкультминутка
А сейчас мы с вами, дети,
Отдохнём и разомнёмся.
Покажите, где носят клобук, пояс, мантию, чётки, (руки к голове, руки на пояс, руки к плечам, хлопок).
Монастырь (посмотрите по сторонам).
Учитель называет слова – учащиеся выполняют действия.
9. Работа со стихотворением.
Монах Павел Груздев написал шуточное стихотворение о монашеской жизни.
Послушайте. (уч-ся) Слайд №9
Главу клобуком покрыли,
Очи в землю опустили,
В чёрну мантию облекли
И монахом нарекли.
Подавали чётки в руки,
Чтобы меньше было скуки,
Вместо сладких всяких вин
Наливают квас един.
Подавают кислы щи –
Ешь, монах, и не ропщи…
Ответьте на следующие вопросы:
- Как вы думаете, почему монах должен опустить “очи в землю” ? Что значит это выражение? (Это значит, что монах должен стараться не отвлекаться от внутренней молитвы, меньше смотреть на внешний мир и больше заботиться о состоянии своей души.)
- Что вы можете сказать о монашеской еде, после прочтения данного стихотворения? (Монах должен ограничивать себя в еде, кроме того, монахи не употребляют в пищу мясо.)
- Как вы понимаете значение слова ропот? (Роптать, значит осуждать, жаловаться на свой образ жизни).
Просмотр слайдов о жизни монахов. Слайд №10
Какие черты характера воспитываются в монастыре?
(Ответы учащихся: терпимость, смирение, милосердие).
Вывод: Вот такие люди – монахи, особенные, прощают и любят. Но для нас, мирских людей, такое качество как терпимость тоже нужно и ценно.
Чтобы усмирить свою гордыню и страсти, монахи иногда сами по своей воле накладывают обеты – обет молчания, обет столпничества (не садиться в течение длительного времени). Некоторые монахи даже заковывают себя в кандалы и вериги. Вериги – это тяжелые металлические оковы. Слайд №11
10. Знакомство с монастырями.
В России существует много монастырей. Они есть и в нашей Нижегородской области.
Посмотрите на слайды №12, 13, 14, 15,16,17.
Одним из известных монастырей – Серафимо-Дивеевский.
Рассказ о Серафимо-Дивеевском монастыре. (Учащиеся)
Один из наиболее почитаемых монастырей России, Серафимо-Дивеевским женским монастырём, который называют четвёртом Уделом Пресвятой Богородицы. История Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря начинается с 1760 года. Сама Царица Небесная, Пресвятая Богородица Мария, Матерь Божия возвестила матушке Александре (Мельгуновой), будущей первоначальнице Дивеевской обители, что на этом месте будет великая обитель, равной которой не было, нет и не будет никогда во всём свете.
Чтобы незабвенна была тропа, по которой “стопочки Царицы Небесной прошли”, батюшка Серафим благословил в 1829 году дивеевским сёстрам копать Святую Канавку. Он говорил: “Кто Канавку с молитвой пройдёт, да полтораста “Богородиц” прочтёт, тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев!”
В 2003 году Православной Церковью и Российским государством широко отмечалось 100-летие прославления преподобного Серафима Саровского в лике святых, а в 2004 году – 250-летие со дня его рождения. В связи с этими торжествами большая часть храмов и зданий монастыря была поновлена, а старинная Казанская церковь восстановлена в прежнем виде. Святая Канавка ныне устроена так, как велела Сама Царица Небесная преподобному Серафиму.
Не устарели слова, написанные в начале XX века православным писателем С. Нилусом: “Святыня – это весь Дивеев и вся его святая любовь, которая прорывается, бьёт ключом из каждого уголка этого удивительного места”. Слайд №18, 19, 20, 21
Кроме Серафима Саровского были и другие святые старцы.
Давайте прочитаем в учебнике о Святом Луке. С. 83. Слайд № 22
11. Закрепление изученного на уроке.
Первая загадка:
В чёрном, с чётками в руках,
О душе своей в слезах
Богу молится… (Монах)
Вторая загадка:
Ряса, клобук, параман
Говорят о многом нам:
Так одет монах, друзья,
Жить, как все, ему нельзя!
Инок, мантией одетый,
Давший Господу… (Обеты)
Давайте составим правила поведения в монастыре.
Проверка.
Назовите правила. Те, которые называли, не повторяйте.
В монастыре запрещается:
Громко разговаривать, кричать, включать громкую музыку;
Говорить по мобильному телефону на территории монастыря;
Носить шорты на территории монастыря;
Лицам женского пола находиться без головного убора.
Составить синквейн со словом “Монастырь”.
12. Итог урока.
Какова тема нашего урока?
Узнали мы то, что хотели?
Что такое монастырь?
Монах – кто это?
13. Рефлексия.
Как вы считаете, ответили ли мы на все интересующие вас вопросы?
А если вы что-то не поняли, то прочитайте ещё раз об этом в учебнике.
Слайд №23, 24
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра поликультурного образования
Тема конспекта урока:
МОНАСТЫРЬ
Слушатель курсов повышения квалификации (шифр курса 00967)
по предмету ОРКСЭ (ОПК)
Гродская Александра Михайловна
Место работы: САО Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы
"Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 1794"
Москва 2017
Методический комментарий.
Данный урок входит в систему уроков по курсу ОРКСЭ (ОПК). Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО второго поколения.
Класс: 4
Предмет: Основы православной культуры
Тема урока: Монастырь.
Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности (комбинированный)
Место урока в системе уроков по данной теме: Урок 25, Блок 3 "Православие в России. Православный храм и другие святыни"
Цель урока:
мотивировать учащихся на ознакомление с православными монастырями и особенностями монастырской жизни;
формировать у учащихся навыки работы с текстом;
мотивировать учащихся на правильное осознание понятия "Свобода выбора";
мотивировать учащихся на развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.
Задачи:
обучающие:
формировать у учащихся первоначальные представления о православном монастыре и его жителях;
сформировать у учащихся навыки поведения в монастыре;
воспитательные:
воспитывать у учащихся чувства доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;
развивающие:
развивать у учащихся нравственные качества личности, развивать коммуникативные, информационные компетенции.
Планируемые результаты урока:
Личностные:
формирование положительной мотивации к изучению православной культуры;
нравственно – этическое оценивание нового материала;
развитие способности к эмпатии – пониманию чувств других людей и сопереживанию им.
Предметные:
знание, понимание и принятие людей, выбравших монашеский путь.
Метапредметные:
Познавательные УУД: формировать умение видеть, отбирать и синтезировать главное; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; оценивать увиденное и услышанное на уроке с целью подготовки к последующему изложению материала в виде творческой работы.
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; давать оценку услышанному и делать определенные прогнозы на опережающие задания; делать выводы в результате совместной работы всего класса; рефлексия.
Коммуникативные УУД: формировать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно –речевой ситуацией, владеть монологической и диалогической формами речи.
КЭС:
3.4 Человек в системе ценностей мировых религий.
3.5 Культовые сооружения и их особенности в различных религиях.
Основные термины и понятия: монастырь, монашество, монах, послушание, монашеское облачение.
Информационно-образовательная среда информационный материал, в том числе используемая литература, электронные источники информации, демонстрационный, диагностический):
1. Оптина пустынь. Видеоматериал: https://www.youtube.com/watch?v=dwoa25JmYJM
2. Учебник "Основы Православной Культуры" (Кураев А.В.)
3. Презентация
4. Рабочие листы.
Межпредметные связи (указать предметы и темы): русский язык ("Синонимы", "Части речи"), литературное чтение (составление синквейна).
Этапы урока (план с указанием времени на каждый этап):
1. Орг.момент (2 мин.)
2. Поисково-исследовательский этап (3 мин.)
3. Актуализация знаний (4 мин.)
4. Работа по усвоению и осмыслению учебного материала (18 мин.)
5. Закрепление. Работа по применению знаний на практике. (13 мин.)
6. Рефлексия. Д/з (5 мин.)
Ход урока:
Методы и приёмы обучения | |||||
1 этап урока - Орг.момент. Мотивация (2 мин.) |
|||||
Дидактическая задача этапа: организовать самоопределение деятельности. | Умение провести самооценку, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе. |
||||
2 этап урока - Поисково-исследовательный. Открытие темы урока учащимися (3 мин.) |
|||||
Дидактическая задача этапа: открытие темы урока | Признаки решения дидактической задачи: анализ, рациональное использование информации. |
||||
Анализ и обсуждение | |||||
3 этап урока - Актуализация знаний (4 мин.) |
|||||
Дидактическая задача этапа: систематизировать имеющиеся знания у учащихся | Признаки решения дидактической задачи: беседа по уточнению и конкретизации знаний из личного жизненного опыта. |
||||
Синквейн, беседа, метод критического мышления | |||||
4 этап урока - Работа по усвоению и осмыслению учебного материала (18 мин.) |
|||||
Дидактическая задача этапа: уметь анализировать информацию и применять на практике; уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, в группе/детском коллективе. | Признаки решения дидактической задачи: организация работы, последовательность выполнения операций, контроль и коррекция действий учеников. |
||||
5 этап урока - Закрепление. Работа по применению знаний на практике. (13 мин.) |
|||||
Дидактическая задача этапа: уметь анализировать информацию и применять полученные на практике; уметь сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе. | Признаки решения дидактической задачи: выполнение индивидуальных работ, умение провести самооценку и организовать взаимооценку (прогнозирование и контроль). |
||||
Метод сравнения версий (приём французских технологий), анализ, синтез, контроль, коррекция, беседа. | |||||
6 этап урока - Рефлексия. Д/з (5 мин.) |
|||||
Дидактическая задача этапа: умение сотрудничать на уроке с учителем, одноклассниками, в группе и коллективе. | Признаки решения дидактической задачи: |
||||
Анализ, самоанализ и обсуждение |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
УЧЕБНИК "ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ" (КУРАЕВ А.В.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Рабочий лист 2
"КРОССВОРД"
Что означает это слово.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Рабочий лист 2
"КРОССВОРД" (Правильный ответ)
Решите кроссворд и отгадайте ключевое слово.
От какого греческого слова произошло слово «монах».
Что означает это слово.
Работы по монастырскому хозяйству, помощь при богослужении.
Облачение, окутывающее все тело, знак под Божией защитой.
Быть монахом – очень нелегкий путь, но это самый прямой путь к … .
Бусинки-узелки, их перебирание помогает монаху сосредоточиться на молитве.
При принятии послушника в монахи он приносит … .
Церковный обряд, совершаемый при посвящении в монашество.
Одно слово из главного правила монашеской жизни.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Рабочий лист 1
"МОНАШЕСКОЕ ОБЛАЧЕНИЕ"
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.
Рабочий лист 1
"МОНАШЕСКОЕ ОБЛАЧЕНИЕ"(Правильный ответ)
Подпишите названия монашеского облачения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4.
Лист "Рефлексия"
1. На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал
5.Мое настроение стало лучше / хуже
6.Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
Слайд 2
Монахи и иноки
Для людей естественно жить вместе, создавать семьи, давать жизнь детям. Поэтому одна из самых странных и удивительных страниц истории человечества – это появление монахов, или иноков.
Слайд 3
Кто такой монах
- Монах – от греческого слова «монос», то есть один.
- Инок – от древнеславянского слова «ин», то есть один.
- Монах (монахиня)– это человек, который по своим религиозным убеждениям решил жить один, без семьи.
- Монахом становится тот, кто ощутил в себе особое призвание быть всегда только с Богом.
Слайд 4
Жизнь первых монахов
- Первые христианские монахи появились в конце III века от Рождества Христова. Они определили главное правило монашеской жизни: «Трудись и молись». Монахи селились вдали от людей – в пустынях, строили в лесной глуши монашеские скиты.
- Монахи-пустынники жили уединённо, молились Богу, исполняли заповеди. Они селились вдали от людей не потому, что не любили людей, а для того, чтобы больше угодить Богу, стать ближе к Нему.
Слайд 5
Антоний Великий
Первый христианский монах святой Антоний Великий жил вдали от людей и лишь изредка приходил в село или город для того, чтобы поменять сплетённые им корзины на муку.
Слайд 6
Монахи и народ
- Люди заметили в глазах монахов особую тишину, радость, свет, мир. И стали спрашивать их о том, как же можно жить без злобы, подозрений, зависти.
- И горожане, и князья стали зазывать монахов к себе: «Вы вернитесь из ваших пустынь. Мы построим для вас храмы и дома, вокруг них построим стены, чтобы шум и вид городской суеты не касался вас. Но только разрешите приходить к вам для соучастия в вашей молитве и для того, чтобы получать ваши духовные советы».
Слайд 7
Городские монастыри
Так, кроме монахов-пустынников, появились городские монастыри, в которых жили общины монахов. У монастырей появились большие храмы, колокольни, мастерские.
Слайд 8
Чем занимались монахи
В течение многих веков почти все книги переписывали именно монахи. Почти все больницы создавали и обслуживали тоже монахи. И даже школы создавались именно при монастырях.
Слайд 9
Как стать монахом
- Монахом стать трудно. Чтобы отличить призвание от случайного каприза, тому, кто пожелал стать монахом, предлагается несколько лет просто пожить при монастыре в послушании, то есть стать послушником. Послушание означает, что человек принимает очень серьёзное и мужественное решение.
- Если послушник не меняет своё решение, он просит принять его в монахи. Он приносит монашеские обеты (то есть обещает жить в послушании, безбрачии, без личных вещей). После произнесения обетов послушника постригают (состригают несколько прядей волос с головы). В древнем мире это был знак рабства.
Слайд 10
Постриг монаха или монахини означает, что он сам, свободно, отдаёт себя в слуги Христу, чтобы никто другой и ничто другое не владели им. Для него начинается совсем другая жизнь и поэтому при постриге он получает новое имя.
Слайд 11
Как быть монахом
Монаху не надо тратить силы на отстаивание своих прав и интересов. На защиту своего имущества. Ему нечего делить, у него нет повода для ссор. Поэтому он может быстрее достичь внутреннего мира, мира в душе. Быть монахом – очень нелёгкий путь, но это самый прямой путь к святости.
Слайд 12
Одежда монахов
- Клобук – головной убор монаха. Сравним с воинским шлемом и напоминает о том, что монах должен защищать свой ум от злых мыслей.
- Мантия – облачение, окутывающее всё тело, знак жизни под Божьей защитой.
- Чётки- бусинки-узелки; их перебирание помогает монаху сосредоточиться в молитве.
- Пояс сделан из кожи мертвого животного, как напоминание о том, что тело смертно и надо прежде заботиться о душе.
- Монахи своё облачение воспринимают как воинское: чётки называют «меч веры», а клобук – «шлем веры».
Слайд 13
Череповецкий Воскресенский монастырь
Слайд 14
История
… ехал с товаром московский купец по реке Шексне в Белозерск. Около нынешнего г. Череповца, близ устья реки Ягорбы, днем вдруг сделалась такая тьма, что берега реки, мыс и прочее исчезло из глаз купца. Лодка с товаром села на мель. Пораженный таким необыкновенным явлением купец стал горячо молиться, и вот, во время молитвы его глазам представилось еще более удивительное зрелище: находившаяся вблизи гора, покрытая лесом, была как бы в огне, из-за горы по долине реки Ягорбы исходили лучи света, указывающие направления пути. Купец снялся с мели и поплыл по направлению лучей к чудной, огненной горе - и явление исчезло. Потрясенный до глубины души таким необыкновенным явлением, купец взошел на эту гору. Чудный вид представился ему с этой горы: кругом беспредельные леса, вдали на востоке серебряная лента Шексны, под ногами, в низменности, поросшей густым лесом, причудливыми зигзагами извивалась река Ягорба.
Слайд 15
Все это случилось в Воскресный день. Ознаменовав это дивное место крестом, купец уехал. На следующий год, привезя с собой большую икону Воскресения Христа (день чудного видения), он устроил на горе часовню и украсил ее привезенною иконою. Данное предание прибавляет, что к построенной купцом часовне пришли два инока Феодосий и Афанасий и устроили здесь Череповецкий Воскресенский монастырь.
Слайд 16
Посмотреть все слайды
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Православные монастыри работа ученика 4 «Г» класса МБОУ гимназии № 36 Юраша Егора руководитель-Павлова Е.В.
Православные монастыри Монастырь в переводе с греческого обозначает «келья отшельника». Монастырь - это место, где живут монахи или монахини. Они подчиняются единому закону, и посвящают себя служению Богу. Монастыри бывают и очень большие, и очень маленькие. Крупнейшие монастыри насчитывают иногда до нескольких тысяч монахов и называются «Лавра». Меньшие по размеру монастыри часто называются "Скиты". Сейчас в Русской Православной Церкви более 800 монастырей
Православные монастыри История христианских монастырей начинается в III веке н.э. Первые поселения отшельников появились в Египте. Отшельники уходили от обычной жизни и посвящали себя молитвам и служению Богу. Основателем христианского монашества считают Антония Великого. К старцу приходили ученики и проводили время в молитве и посте. В IV в. появились монастыри, где собиралось несколько отшельников. Они жили вместе и подчинялись общим правилам. Первая такая община была основана Пахомием Великим. Постепенно монастыри стали появляться в Палестине, Византии, Средиземноморье, а затем и в Европе.
Православные монастыри На Руси возникновение монастырей связано с принятием христианства киевским князем Владимиром в 988 году. Первая обитель, которая упоминается в летописи,– Киево-Печерская лавра (XI в.). Позже монастыри появились и в других княжествах. Они становились центрами просвещения и культуры. Здесь вели летописи, собирали книги, работали ремесленные мастерские. В монастырях работали знаменитые иконописцы Феофан Грек и Андрей Рублев. Неприступные монастырские стены часто выполняли роль крепостей, задерживая неприятеля во время войн.
Православные монастыри Ежегодно монастыри посещает множество паломников, чтобы укрепиться в вере и поклониться христианским святыням. Традиция религиозного паломничества возникла много веков назад. Уже в то время люди стремились увидеть почитаемые святыни и произнести перед ними свои молитвы. Верующие на пути к цели преодолевали огромные расстояния. Вернувшись домой, они получали всеобщее почтение и уважение.
Православные монастыри Жизнь в монастыре трудна и лишена удобств. Иногда монахов называют «бескровными мучениками». День в обители начинается с рассветом и длится до ночи. Несколько часов занимают богослужения и молитвы. В большинстве обителей все работы выполняются монахами. Это возделывание огорода, работа на скотном дворе, приготовление пищи, уборка. Любое дело или должность в монастыре называется послушанием. В монастырях нет газет, радио, телевидения. Монастыри бывают мужскими и женскими. Мужской монастырь возглавляет настоятель, а женский монастырь – настоятельница. Мужчины и женщины дают клятву послушания, отказываются от собственности, им нельзя жениться и выходить замуж.
Православные монастыри Православие широко распространено не только в России, но и в Сербии и Греции. На греческом острове Крит в окружении гор на высоте 622 метра находится женский монастырь Керы Кардиотисса - Богородицы Сердечной. Он был построен в XIII веке. Главная святыня монастыря - чудотворная икона Богородицы Сердечной. Она исцеляет больных и немощных.
Православные монастыри Три раза чудотворную икону воровали турки и увозили в Константинополь, но она чудесным образом возвращалась. Они даже приковывали икону цепью к мраморной колонне, но и это не дало результатов. Икона Богородицы снова вернулась домой. А сейчас в монастырском дворе стоит та самая колонна, а на иконостасе рядом с образом находится цепь. Я был в этом монастыре. Видел чудотворную икону. Это тихое, спокойное и очень красивое место. Там живут всего несколько монашек. На территории монастыря находится музей, в котором представлены предметы церковной утвари и книги.