Смоленское православное кладбище. Смоленское кладбище Смоленское кладбище кто похоронен
Сегодня посетила экскурсию, организованную группой ВКонтакте "Экскурсии по храмам Санкт-Петербурга и области". Экскурсию проводил магистр богословия Р.С. Катаев. Кое-какие заметки по ходу экскурсии (некоторые фотографии не мои - взяты из интернета).
Смоленское кладбище - одно из старейших в Санкт-Петербурге. Первые захоронения появились здесь в 1738 году. По поводу названия есть две верси: 1) в числе первых на этом кладбище упокоились жители - выходцы из Смоленска и Смоленской губернии; 2) жители Смоленска подарили кладбищу список с иконы Смоленской Богоматери для кладбищенского храма.
В 1930-е годы приняли решение кладбище закрыть и уничтожить. Могилы некоторых выдающихся деятелей истории, науки и культуры перенесли на другие кладбища. Но, к счастью, идея уничтожить Смоленское кладбище не была воплощена.
Вход на кладбище - начала XIX века, архитектор Луиджи Руска.
До революции на кладбище действовало три церкви: Воскресения Христова, иконы Смоленской Божией Матери и церковь Святой Троицы, сейчас действует храм иконы Смоленской Божией Матери и часовня Святой блаженной Ксении Петербургской.
Храм Воскресения Христова (реставрируется) . Построен в 1901 - 1904 годах по проекту архитектора Валентина Деленовского в стиле нарышкинского барокко. Образцом для подражания послужил храм Успения на Покровке в Москве.
Конечно, при каждом кладбище есть храм или церковь. Однако очень малое число кладбищенских церквей посвящено Воскресению Христову (что очень странно): ведь тема смерти и грядущего воскресения чрезвычайно важна для Христианства.
Петербургский храм Воскресения Христова был задуман и построен как усыпальница. В нижней части храма есть склеп, рассчитанный примерно на 160 могил. В этом храме в 1921 году отпевали Александра Блока.
Во время реставрационных работ, которые сейчас идут, была найдена икона Богородицы Всех Скорбящих радость начала ХХ века. Также в подвалах найдены револьверы и следы от пуль на стенах - вполне возможно, здесь в годы революции и репрессий расстреливали людей.
Самым первым храмом на территории кладбища была деревянная церковь во имя Архистратига Михаила, пострадавшая в XVIII веке во время наводнения. Позднее на ее месте был построен храм Святой Троицы , который после революции закрыли и в 1932 году разобрали на кирпичи. Сейчас на том месте, где был престол Троицкого храма, построена небольшая часовня.
Старейшей на сегодняшний день постройкой храма является церковь иконы Смоленской Божией Матери . В 1762 году принято решение построить храм, место для храма выбрал митрополит Петербургский Гавриил Петров, в 1790 году строительство храма было закончено. Архитектор - Алексей Иванов. В XIX веке были осуществлены пристройки (трапезная, классический портик) и перестройки храма. В 1920-е годы храм передали обновленцам. В 1940 году храм был закрыт, а впоследствии разорен. В 1990-е годы храм отреставрировали. Раньше в храме иконы Смоленской Богоматери было 5 престолов.
После закрытия Казанского собора храмовая икона до 1940 года хранилась в церкви иконы Смоленской Богородицы, после закрытия этого храма передали во Владимирский собор, сейчас икона вернулась в родной храм.
Иконостас - не "родной", а из храма Рождества Иоанна Предтечи на Каменном острове, который был закрыт в 1938 году (мой приход!).
На этой фотографии видно как "неродной" иконостас закрывает роспись в полукруглой арке:
Из икон храма обращают на себя внимание:
Икона Пресвятой Богородицы Толгская. Сама икона "вмонтирована" в центр. Вокруг - клейма, намного более старые, чем икона, которые повествуют о судьбе иконы и чудесах.
Очень необычный, неканонический образ Богородицы. Богородица изображена без Сына, одна, грудь ее пронзает кинжал. Имеются в виду слова Симеона Богоприимца: "И Тебе же самой в душу пройдет оружие". К этой иконе обращают молитвы о своих детях матери.
В левом приделе обращает на себя внимание Рождественский вертеп, очень уютный и родной.
Правый придел посвящен Святой блаженной Ксении Петербургской. В нем обращает на себя внимание икона Всех скорбящих Радость с грошиками - именно эта икона была найдена во время реставрации Воскресенского храма. Эта икона является списком с иконы, хранящейся в церкви "Кулич и Пасха" на проспекте Обуховской обороне и рассказывает о происшествии в этом храме: во время пожара монеты из кружки для пожертвований оказались на иконе, и так и остались на ней.
Придел сразу слева от входа - здесь совершается таинство Крещения.
Именно здесь был первый освященный храм: сама церковь еще строилась, а здесь, на престоле, освященном в честь Иоанна Богослова, совершались богослужения. Икона Божией Матери "Милующая (Достойно есть)", была написана для храма в Галерной гавани.
Здесь же находится икона, изображающая св. Киприана и Иустинию. Им молятся о людях, попавших в секты. И это неслучайно. Св. Киприан сначала был очень известным магом и волшебником, к которому обращались люди с просьбой приворожить кого-либо или свести в могилу. Однажды к магу Киприану обратился юноша, который попросил приворожить Иулиану. Иулиана была христианкой, и когда Киприан начал свой магический обряд, он почувствовал, что не может преодолеть силу молитвы Иулианы, он понял, что есть сила куда более могущественная, чем его колдовство. Он уверовал, крестился, принял христианство, а впоследствии стал епископом.
У стен храма похоронен его строитель и первый настоятель.
У внешних стен храма, за алтарем, хоронили священников храма. Очень необычен памятник в виде аналоя.
И очень миленькая кормушка для птиц:
Часовня Святой блаженной Ксении Петербургской . Первая петербургская святая.
Часовня построена на месте могилы Св. Ксении. Она умерла на Смоленском кладбище, ее нашли сидящей под деревом. Там и похоронили. Могила была очень почитаема в Петербурге, многие уносили по горстке земли с могилы, так что многократно насыпали холмик земли на ее могилу. В 1902 году по проекту архитеатора Всеславина была построена каменная часовня. В 1940 году часовню закрыли, хотели уничтожить. После войны там находились скульптурные мастерские. Русской Православной Церкви она была возвращена только в 1983 году. После проведения реставрационных работ часовня была вновь освящена 10 августа 1987 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (Ридигером), будущим Патриархом Алексием II.
Рядом с часовней Ксении Блаженной похоронили Эдуарда Хиля:
В 1932 году на Смоленском кладбище была похоронена Мария Гатчинская, канонизированная Русской Православной церковью в 2006 году.
В миру - Лидия Александровна Лелянова, дочь богатого купца, родилась в 1874 году. В возрасте 16 лет заболела энцефалитом, осложнением которого стала болезнь Паркинсона. Несмотря на это, окончила гимназию, выпускные экзамены сдавала в инвалидной коляске. В 1909 году переселилась в Гатчину, где проживала в доме старшего брата Владимира. С 1912 года лежала парализованной, речь у девушки сохранилась. С 1921 года вокруг девушки образовалась группа почитателей, получившая название Иоанновский кружок (в честь праведного Иоанна Кронштадтского). В 1922 году архимандрит Александро-Невской лавры Макарий (Воскресенский) на подворье Пятогорского Богородицкого женского монастыря по благословению митрополита Петроградского Вениамина (Казанского) совершил монашеский постриг Лидии Леляновой с наречением имени Мария. Негативно отнеслась к декларации митрополита Сергия (Страгородского) и призывала не посещать храмы, где его имя возносится за богослужением. Духовником общины, образовавшейся вокруг Марии был Пётр Белавский, близкий друг лидера иосифлянского движения архиепископа Гдовского Димитрия (Любимова). В 1932 году Мария вместе с сестрой были арестованы советскими органами в ходе акции по «Изъятию монахов и монашек», которая проходила по всей стране. Ей было предъявлено стандартное обвинение, в вину также вменялась, в том числе, и проповедь Евангелия. Поместили Марию Гатчинскую в больницу Дом предварительного заключения, где она скончалась 17 апреля 1932 года, будучи уже осуждённой на три года ссылки. В 1981 году была причислена Русской Зарубежной Церковью к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских как новопреподобномученица Мария Гатчинская.17 июля 2006 года канонизирована Русской православной церковью — включена в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века по представлению Санкт-Петербургской епархии. 26 марта 2007 года мощи Марии Гатчинской были обретены на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга и помещены в Гатчинском Павловском соборе.
В годы гонений на церковь очень многие православные приходили на Смоленское кладбище молиться. Храмы закрывались и уничтожались, посещать их было небезопасно, сжигали иконы. А на кладбищах кресты и иконы были "в свободном доступе". Люди на кладбищах молились у крестов, поклонялись иконам, изображенным на памятниках. Одним из таких почитаемых мест была эта могила с мозаичной иконой Спаса. Но и здесь богохульники пытались святотатствовать: неоднократно пытались повредить глаза Спасителя...
Подвиг юродства Святой Ксении повторяли некоторые женщины.На кладбище находится могила блаженной Анны. Говорят, что она была фрейлиной императрицы, ее покинул возлюбленный. Она оставила свет, юродствовала, когда она умерла, на похоронах было 40.000 человек. На могиле блаженной Анны также была часовня, но она не сохранилась.
Рядом с могилой блаженной Анны находится памятник 40 мученикам, которые пострадали за веру. В годы революции священники, монахи и миряне были погребены заживо. Позже из тела захоронили на Смоленском кладбище.
Также на Смоленском кладбище был похоронен Александр Блок, позже его могилу перенесли в Некрополь мастеров искусств Александро-Невской лавры.
На кладбище находится братская могила солдат лейб-гвардии Финляндского полка, погибших во время взрыва в Зимнем дворце 5 февраля 1880 года, организованного Степаном Халтуриным.
Взрыв в Зимнем дворце (18:22; 5 февраля 1880) — террористический акт, направленный против российского императора Александра II, организованный членами движения «Народная воля». Халтурин проживал в подвальном помещении Зимнего дворца, куда им было пронесено до 30 кг динамита. Бомба была приведена в действие с помощью запального шнура. Непосредственно над его комнатой располагалось караульное помещение, ещё выше, на втором этаже, столовая, в которой собирался обедать Александр II. К обеду ждали принца Гессенского, брата императрицы Марии Александровны, но его поезд опоздал на полчаса. Взрыв застал императора, встречавшего принца, в Малом Фельдмаршальском зале, далеко от столовой. Взрыв динамита разрушил перекрытие между цокольным и первым этажами. Полы дворцовой гауптвахты обрушились вниз (современный зал Эрмитажа № 26). Двойные кирпичные своды между первым и вторым этажами дворца выдержали удар взрывной волны. В бельэтаже никто не пострадал, но взрывом приподняло полы, выбило множество оконных стёкол, погас свет. В столовой или Жёлтой комнате Третьей запасной половины Зимнего дворца (современный зал Эрмитажа № 160, убранство не сохранилось) треснула стена, на накрытый стол упала люстра, всё засыпала извёстка и штукатурка.
В результате взрыва в нижнем этаже дворца погибли 11 военнослужащих, несших в тот день караул во дворце нижних чинов Лейб-гвардии Финляндского полка, дислоцировавшегося на Васильевском острове, ранены были 56 человек. Несмотря на собственные раны и увечья, уцелевшие часовые оставались все на своих местах и даже по прибытии вызванной смены от Лейб-гвардии Преображенского полка не уступали прибывшим своих мест, пока не были сменены своим разводящим ефрейтором, который тоже был ранен при взрыве. Все погибшие были героями недавно закончившейся русско-турецкой войны.
На Смоленском кладбище ранее находилась и могила Даргомыжского. В советское время его прах перенесли в Некрополь мастеров искусств. На Васильевском острове остались могилы его родителей.
Могила Федора Сологуба:
Великие русские певцы - Осип Петров и Анна Петрова-Воробьева, первые исполнители партий Сусанина и Вани в опере М. Глинки "Жизнь за царя".
Про то, что здесь была похоронена няня Пушкина Арина Родионовна, знают все: могила ее затерялась, на входе есть мемориальная доска.
На кладбище были похоронены выдающиеся деятели русской науки и искусства - поэт и учёный Василий Кириллович Тредиаковский, знаменитый актёр Василий Андреевич Каратыгин, поэтесса Елисавета Кульман, учёный-химик Николай Николаевич Зинин, полярный исследователь Андрей Ипполитович Вилькицкий, архитектор Андрей Николаевич Иосса и многие другие.
Здесь находилась первая могила Тараса Шевченко, затем его прах был перенесён на Украину в Канев. На правой стороне Петроградской дорожки недалеко от здания Смоленской церкви в 1989 году установили светло-коричневый гранитный валун, на котором золотом написано, что на этом месте 12 марта (28 февраля) 1861 года был похоронен Тарас Григорьевич Шевченко.
Здесь в 1921 году похоронен Александр Блок, в честь него на кладбище названа Блоковская дорожка. Считается, что именно здесь похоронена няня А. С. Пушкина (об этом свидетельствует установленная у входа на кладбище мемориальная доска, хотя могилы в настоящее время не имеется). До 1940 года думали, что няня поэта похоронена на Большеохтинском Георгиевском кладбище. В 1940 году вышла книга библиографа А. И. Ульянского, который доказал, что похоронили Арину Родионовну именно на Смоленском кладбище.
Здесь же, около 1803 года, похоронена канонизированная в 1988 году Ксения Петербургская
. Земляной холмик над её могилой постоянно разбирался паломниками, тогда на могилу положили каменную плиту. Но и она постепенно была расколота и по кусочкам унесена посетителями. То же самое произошло и со второй плитой. Однако взамен посетители бросали на могилу Ксении деньги, как пожертвования. На могиле поставили кружку. В результате, в 1830-е гг., на кружечные средства на могиле блаженной была выстроена каменная часовня с дубовым иконостасом, расширенная в 1894 году стеклянной галереей. Новая часовня построена в 1901 - 1902 годах по проекту архитектора А. А. Всеславина.
Также, на кладбище покоится блаженная Анна Ивановна Ложкина, которая скиталась в районе Сенной площади и Мещанских улиц. Происхождение её туманно, есть сведения, что она принадлежала к знатной фамилии, училась в институте благородных девиц, знала французский и немецкий языки. Она влюбилась в гвардейского офицера, но тот женился на другой. Анна исчезла из Петербурга, и через несколько лет вернулась в него уже как юродивая.
Местоположение ряда могил было утрачено уже в XIX веке. Особенные потери оно понесло в 1920-х - 1930-х годах, в период правления большевиков. Для сохранения особо ценных в художественном отношении памятников, они (вместе с прахом умерших или без него) переносились властью на другие, серьёзно охраняемые кладбища, или в музеи. То же осуществлялось и в отношении особо выдающихся людей, даже если могила и не имела ценного памятника, например, как у поэта Александра Блока.
Смоленское православное кладбище ещё и до сих пор сохраняет неповторимый колорит старых времён, со своими оставшимися памятниками и могилами, учитывая, что с 1988 года в нём производится реставрация памятников и прочих захоронений. На берегу реки Смоленки, в воде, до сих пор сохраняются старые деревянные сваи, которыми укрепляли берег. При этом кладбище не заброшено - в Смоленской церкви
и в Часовне Ксении Блаженной
постоянно совершаются богослужения, поток паломников к св. Ксении не иссякает.
Захоронения выдающихся людей на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге
Братская могила рабочих завода «Севкабель», 1941-1944 гг.
братская могила советских воинов, 5 февраля 1944 г.
братская могила советских воинов, 24 сентября 1943 г.
братская могила советских воинов, 15 июля 1944 г.
братская могила советских воинов, 23 января 1943 г.
братская могила лётчиков Героя Советского Союза Советского М. А. (1917-1944) и Гожева А. А. (1911-1944)
могила Барбота-де-Марни Н. П. (1829-1877), геолога
могила Баумана В. И. (1867-1923), геолога
могила Бахтина А. Н. (1894-1931), участника Гражданской войны, подводника
могила Бекетова Н. Н. (1827-1911), физико-химика
могила Бокия Б. И. (1873-1927), геолога
могила Брегмана Л. А. (1894-1925), революционера
могила Бубнова И. Г. (1872-1919), учёного-кораблестроителя
могила Буняковского В. Я. (1804-1889), математика
могила Бызова Б. В. (1880-1934), химика
могила Вахрамеева А.И. (1874-1926), художника
могила Вилькицкого А. И. (1858-1913), географа и гидрографа
могила Вилькицкого Б. А. (1885-1961), гидрографа
могила Висковатова А. В. (1804-1858), военного историка
могила Витковского В. В. (1856-1924), геодезиста и астронома
могила Волкова Е. Е. (1844-1920), художника
могила Доброхотова П. Е. (1786-1831), художника
могила Долбни И. П. (1853-1912), математика
могила Дубовского Н. Н. (1859-1918), художника
могила Дьяконова М. А. (1855-1919), историка
могила Еремеева П. В. (1830-1899), минералога
могила Жданко М. Е. (1855-1921), гидрографа-геодезиста
могила Заблоцкого-Десятовского А. П. (1808-1881), экономиста
могила Завьялова Ф. С. (1811-1856), художника
могила Загорского П. А. (1764-1846), физиолога
могила Захарова Я. Д. (1765-1836), химика
могила Зинина Н. Н. (1812-1880), химика
могила Иноходцева П. Б. (1742-1806), астронома
могила Иоссы А. А. (1810-1894), металлурга
могила Истрина В. М. (1865-1937), литературоведа
могила Карского Е. Ф. (1860-1931), филолога
могила Кившенко А. Д. (1851-1895), художника
могила Клевера Ю. Ю. (1850-1924), художника
могила Коркина А. Н. (1837-1908), математика
могила Корнилова А. А. (1830-1893), гидрографа
могила Крыжицкого К. Я. (1858-1911), художника
могила Куприянова И. А. (1794-1857), мореплавателя
могила Кучерова М. Г. (1850-1911), химика
могила Лаврова П. А. (1856-1929), филолога
могила Лебединского В. К. (1868-1937), физика
могила Лемке М. К. (1872-1923), историка
могила Леонова А. П. (1888-1919), революционера
могила Лихачёва Н. П. (1862-1936), историка
могила Маковского В. Е. (1846-1920), художника
могила Меншуткина Н. А. (1842-1907), химика
могила Михалькова Г. И. (1893-1946), революционера, контр-адмирала
могила Модзалевского Б. Л. (1874-1928), литературоведа
могила Можайского А. Ф. (1825-1890), создателя первого в мире самолёта
могила Монастырского Н. Д. (1847-1888), хирурга
могила Морозова Н. В. (1862-1926[источник не указан 1512 дней]), гидрографа
могила Мушкетова И. В. (1850-1902), геолога и географа
могила Никитского А. В. (1859-1921), историка и филолога
могила Павлова-Сильванского Н. П. (1869-1908), историка
могила Палладина В. И. (1859-1922), физиолога
могила Петрова В. В. (1761-1834), физика и электротехника
могила Петрушевского Ф. Ф. (1828-1904), физика
могила Попова А. А. (1821-1898), адмирала, кораблестроителя
могила Пузыревского Н. П. (1861-1934), гидротехника
могила Римского-Корсакова В. А. (1822-1871), гидрографа и географа
могила Романовского Г. Д. (1831-1906), геолога
могила Рыкачёва М. А. (1840-1919), метеоролога
могила Савинского В. Е. (1859-1937), художника и педагога
могила Севергина В. М. (1765-1826), минералога и химика
могила Семёнова-Тян-Шанского П. П. (1827-1914), географа и путешественника
могила Симони П. К. (1859-1939), историка, литературоведа
могила Сиповского В. В. (1872-1930), литературоведа
могила Славянского Ф. М. (1817-1876), художника
могила Соколова П. И. (1764-1835), филолога
могила Сологуба (Тетерникова) Ф. К. (1863-1927), писателя, поэта
могила Сомова И. И. (1815-1876), математика и механика
могила Спицына А. А. (1858-1931), археолога
могила Степанова Н. И. (1879-1938), химика
могила Таланова В. В. (1871-1936), специалиста в области сельского хозяйства
могила Тиме И. А. (1838-1920), горного инженера
могила Титова Н. А. (1800-1875), композитора
могила Тулиной В. П. (1931-2010), учителя истории
могила Угрюмова Г. И. (1764-1823), художника
могила Успенского Ф. И. (1845-1928), историка
могила Устрялова Н. Г. (1805-1870), историка
могила Фаминцына А. С. (1835-1918), ботаника-физиолога
могила Федоровича В. Н. (1871-1937), художника
могила Федченко О. А. (1845-1921), ботаника и путешественницы
могила Фёдорова Е. С. (1853-1919), минералога
могила Филипченко Ю. А. (1882-1930), биолога
могила Фреймана И. Г. (1890-1929), радиотехника
могила Хвольсона Д. А. (1819-1911), востоковеда
могила Хвольсона О. Д. (1852-1934), физика
могила Хлопина Г. В. (1863-1929), гигиениста
могила Хмельницкого Н. И. (1791-1845), драматурга
могила Чарской Л. А. (1875-1937), писательницы
могила Чванова В. Т. (1914-1944), Героя Советского Союза
могила Черкасова А. Н. (1874-1904), командира подводной лодки "Дельфин"
могила членов экипажа подводной лодки «Дельфин»
могила Чернова К. П. (1803-1825), декабриста
могила Чернышёва Ф. Н. (1856-1914), геолога и палеонтолога
могила Шебуева В. К. (1777-1855), живописец
могила Шимкевича В. М. (1858-1923), зоолога
могила Эмина Н. Ф. (1760-1814), писателя
могила Ячевского А. А. (1863-1932), ботаника
Смоленское православное кладбище. May 14th, 2011
В четверг решила таки поехать на Смоленское кладбище. Давно собиралась, представляла, как это будет, и что буду чувствовать, строила ожидания, рисовала картинки. И, видимо, было это зря. Во-первых ожидания не оправдываются, а во вторых я, наверное, затянула со своим желанием, или у него закончился срок годности, потому что я не прониклась. То есть совсем.
Началось с того, что я очень долго собиралась. В 8:30 отправила Машу в школу и уже готова была выехать, однако «маленькие дела» хватали за руки, как репейники, и я их делала. Когда уже совсем было собралась - потеряла аккумулятор от фотоаппарата. Пришлось договариваться с домовыми и кормить их конфетами, что бы они отдали. Затем навигатор. Почему-то он повел меня на Васильевский остров через Петроградку! При этом по пути захватив все перекрытые улицы: и маршала Говорова и Гороховую!
Ладно, тайные планы навигаторы были быстро раскрыты, и я вовремя свернула на площадь Труда, не смотря на то, что навигатор охал и ахал ещё минут 15, уговаривая меня «совершить разворот там, где это разрешено». Но я была неумолима, и ему пришлось маршрут переложить. Но и тут он придумал хитрость - повел меня ни где-нибудь, а через Университетскую набережную, а я не умею проезжать мимо Сфинксов спокойно. Мой навигатор, видимо это знал. Может он читает мой жж? Потому как и о своей любви к ним…
У Сфинксов я зависла ещё минут на 20… Египетские душительницы (а именно так переводится с древне греческого слово «сфинкс») были вполне благосклонны. С обоюдных сторон.
Дожидаться заката, что бы увидеть, как меняются их почти джакондовские улыбки на звериный оскал, я не стала и поехала дальше.
Ещё минут через 30 (!) я, наконец, была возле Смоленского кладбища (православной части). Видимо, к этому моменту все мои препятствия на пути завершились (или задерживать меня более уже не имело смысла), потому как, подъехав к самым воротам, я обнаружила отъезжающую машину и с удовольствием встала на её место, решив вопрос с парковкой. Итак, Смоленское кладбище. Гудеть нельзя.
Однако, не успела я пройти и 100 метров вглубь кладбища, как позвонила Маша и сказала, что у них отменили дополнительные занятия и она готова идти домой…(!) Но я уже решила, что раз доехала, то я таки здесь поброжу и договорилась, что Машкус отправится на пару часов на продленку. И пошла таки бродить.
Кладбище на меня оказало странное впечатление. С одной стороны такое старинное, такие огромные деревья, такие древние кресты и такие достойные фамилии на камнях. А с другой стороны не покидало ощущение хаоса, искореженности, перепутанности и мешанины. Не было того духа успокоения и порядка, которое можно словить на старых кладбищах.
Вообще сложилось впечатление, что деревья там пожирают могилы. Во многих местах видела разломившиеся каменные могилы, под напором дерева, разросшегося изнутри.
Или смещенные могилы. Одним словом - недружулюбное содружество деревьев и могил.
Вот тут только подбирается...
Время от времени начинали гудеть ноги, особенно, когда останавливалась. Самые яркие ощущения в ногах были рядом с часовней Ксении Петербуржской, куда, не смотря на будний день, стояла длинная очередь. Место удивило, но не пригрело. Намоленное, но не мое.
Совершенно восхитил и очаровал молочный папоротник, фонтанчиками выпрыгивающий из земли то там, то здесь.
Обратила внимание, что есть участки, где растет только сныть, а есть участки поросшие папоротником. Интересно, с чем это может быть связано?
Особо впечатляющих могил, пожалуй, не встретила. Хотя, если честно - очень не хотелось сходить с дорожки, что бы подойти к какой-то могиле. Хаос там в воздухе какой-то творился.
Во тут интересно - могила КРЕСТЬЯНИНА Кокошина
А это, я так понимаю, могила отца Н.К. Рериха
В основном - кладбище конечно находится в упадке. Многие могилы разломаны, кресты и памятники часто свалены в кучу,
повсеместно разбитые или провалившиеся могилы. Например такие (заглядывать туда не хотелось).
И самое главное - ощущение закрученного воздуха. Ну вот не хотелось там гулять. Не гулялось, а бежалось. И ноги гудели.
Среди известных людей на Смоленском кладбище покоятся:
2. Мария Гатчинская (Лидия Лелянова), причисленная РПЦ к лику святых новомучеников.
Есть легенда о сорока заживо погребенных на Смоленском кладбище священниках. «Вскоре после революции священников со всего города арестовали, привезли на Смоленское кладбище, выстроили на краю заранее вырытой огромной могилы и предложили либо отречься от веры, либо ложиться в землю заживо. Все священники предпочли умереть. Говорили, что еще в течение трех дней из могилы доносились стоны, а земля на этом месте шевелилась... Затем на могилу упал Божественный луч, и все затихло.» (Цитата легенды из сети дословно.)
Так и не ясно до сих пор - факт это или легенда. Но вот такая табличка на кладбище висит. Правда, я её не нашла.
3. Няня Пушкина - Арина Родионовна. Могила не сохранилась, да и изначально не было отмечена, т.к. няня была крепостной. Однако по записям в церковных книгах восстановили информацию, что было она похоронена именно на Смоленском кладбище. О чем теперь при входе есть доска.
Говорят, что образ няни Пушкина сильно окультурен и преображен в рамках политической коррекции образа Пушкина как народного поэта после 1917 года. Так, по воспоминаниям Марии Осиповой об Арине Родионовне "старушка чрезвычайно почтенная - лицом полная, вся седая, страстно любившая своего питомца..." следующая далее часть фразы в ряде изданий вырезана: "...но с одним грешком - любила выпить". Странно ещё и то, что у Пушкина был верный «дядька» - Никита Козлов. Он был приставлен к Пушкину ещё с детства и сам внес тело раненного Пушкина в дом, а затем и опускал гроб в могилу. Однако нигде упоминаний о нем нет. Вот интересная статья о няне Пушкина.
На лютеранской части кладбища, куда я в этот раз не дошла есть могилы:
Владимира Даля, Федора Сологуба, первое захоронение Александра Блока (затем могилу перенесли на Волковское кладбище).
Честно говоря и не знаю - захочется ли снова пойти на это кладбище. Как-то не пришлось оно мне по духу, а я, видимо, ему. Да и не пускало оно меня к себе. Ехала вместо обещанных 30 минут - 2,5 часа. У меня вообще - сложные отношения сложились с Васильевским островом. Разные мы с ним. Хотя, безусловно, на Смоленском кладбище есть и интересное. Вот здесь верхушка "барабан" видится мне очень гармоничным.
И ещё - несколько фотографий для сравнения в другое время года (других авторов):
А как Вам Смоленское кладбище? Любите там гулять? Имею ввиду именно православную часть, не лютеранскую. Пускает к себе?
Смоленское кладбище в Санкт-Петербурге, наверное, можно назвать самым старым во всем городе. Оно появилось приблизительно одновременно с самим городом. Более того, это место притягивает своей таинственностью, мистикой и множеством легенд.
Почему «Смоленское»
Существует поверье, что во времена строительства приехали рабочие из Смоленска. Из-за тяжелой работы и плохих условий жизни они рано умирали. А хоронили их на южном берегу острова вдоль С тех самых пор поле вдоль нее стали называть Смоленским.
Однако, скорее всего, данная версия является всего лишь чьими-то домыслами. Названия реки и кладбища появились после строительства в этом месте церкви, посвященной Смоленской иконе Божьей Матери. Автором данной иконы был святой Лука. А Владимир Мономах перенес ее в Смоленск. Отсюда и соответствующее название.
В 1792 году церковь подверглась перестройке и была заново освещена именем Архангела Михаила. Однако до наших дней храм не сохранился, так как был разобран в 19-м веке.
«Двойное» Смоленское кладбище
Санкт-Петербург и знаменитое кладбище имеют общую историю и практически одновременное начало. Так, после полтавской победы, благодаря которой и существует северная столица, в городе не было ни одного официально утвержденного кладбища. Где приходилось - там и хоронили. На Васильевском острове погребали вдоль левого берега реки Смоленки (ранее Черной речки). В 1710 году здесь была построена военная канцелярия, и кладбище стало местом для захоронения узников, умерших в Санкт-Петербургском остроге. Поговаривают, что мертвых преступников прямо в кандалах и закапывали.
Под названием «Смоленское кладбище» понимается два самостоятельных кладбища, расположенных рядом - православное и лютеранское (немецкое). Старейшим считается православное.
Официальным местом захоронения данное кладбище стало в 1738 году по указу Синода. Немецкое кладбище открыли позже - в 1747 году.
Кладбище привели в порядок и благоустроили. Так как не было своей собственной часовни, то в 1755 году была возведена церковь в честь Смоленской иконы Божьей Матери. С тех пор здесь стали хоронить и прихожан, и жителей города, и кадетов. В 1807 году были захоронены останки мальтийских рыцарей. В 1831 году здесь было огорожено место для захоронения людей, умерших от холеры.
К середине 19-го века Смоленское кладбище в Санкт-Петербурге считалось самым большим в городе. На 1860 год число погребенных составляло 350 тысяч. На сегодняшний день территория погоста - около 50 гектаров.
Наводнение
В конце 1824 года на Смоленское кладбище обрушилось наводнение. Все заборы были снесены, кресты смыло, сами места захоронений засыпало землей так, что найти их было практически невозможно. Многие после наводнения так и не смогли отыскать могилы близких. Наводнение уничтожило весь архив, находившийся в церкви, сохранились только приходские книги, которые священники хранили у себя дома. была разрушена практически до основания. В итоге ее пришлось снести, так как восстановлению здание уже не подлежало. Во время наводнения даже утонули три старые женщины, не сумевшие спастись.
Одним словом, все кладбище было приведено в полнейший беспорядок и понесло огромнейшие убытки. Было затрачено много времени и сил на то, чтобы все убрать и восстановить. Однако многие захоронения так и остались не найденными. Например, захоронение мальтийских рыцарей.
Легенда о сорока священниках
Смоленское кладбище в Санкт-Петербурге, как правило, многолюдно. Сюда приходят не только родственники, чтобы почтить память усопших, но и просто желающие прогуляться и посмотреть на могилы знаменитых людей, а также те, кто желает окунуться в атмосферу тайн и мистики. В старой исторической части кладбища, которая сильно запущена, по преданиям, можно встретить призраков. Множество легенд связано с этим местом. И самой жуткой и зловещей считается легенда о 40 мучениках во имя веры. Многие ученые и историки считают, что это не просто легенда, а событие, которое имело место быть на самом деле.
В 20-е годы прошлого века власти арестовали сорок священников, состоящих в Ленинградской епархии. Арестованных привезли на Смоленское кладбище. Их выстроили вдоль выкопанной могилы и предоставили выбор: либо жизнь в обмен на отречение от бога, либо смерть. Ни один из священников не отрекся от Бога. Тогда их всех похоронили заживо. По словам очевидцев, в течение трех дней из-под земли доносились стоны мучеников, а затем могилу осветил Божественный луч, и стало тихо.
Несмотря на то что с момента трагедии уже практически прошел век, люди приходят на могилу, чтобы почтить память сорока мучеников. На могиле всегда горят свечи и лежат цветы.
Блаженная Ксения Петербургская
Смоленское кладбище славится также знаменитой во всем городе заступницы и хранительницы Санкт-Петербурга. И с именем этой покровительницы также связано немало легенд.
Так, по одной из них, молодая девушка Ксения, похоронив своего супруга, раздала бедным все, что имела, облачилась в пальто покойного и стала безумной. И в жару и в холод она скиталась по городским улицам и говорила прохожим всякие безумные веще. Но вскоре стало ясно, что все сказанное Ксенией имело глубинный смысл. Она обладала даром ясновидения.
После того как Ксения умерла, на могилу безумной на Смоленском кладбище стали приходить люди. А в скором времени построили часовню в ее честь. Эта церковь не закрывалась даже во времена Советской власти. Люди верят, что если три раза обойти вокруг церкви, думая при этом о своем самом сокровенном, то Ксения Блаженная исполнит желание. Наверное, поэтому часто там можно встретить страдающих влюбленных.
Не только легенды
Смоленское кладбище в Санкт-Петербурге знаменито не только благодаря своим тайнам. На территории кладбища покоятся многие знаменитые петербуржцы.
Светила науки, такие как Заблоцкий, Висковатов, Бекетов, литераторы Соллогуб, Чарская, Эмин, художники Маковский, Шебуев, Иордан и Щукин.
На центральной алее кладбища можно увидеть могилы Можайского - человека, сконструировавшего первый в мире самолет, создателя броненосцев - Попова, знаменитого путешественника Семенова-Тянь-Шаньского, мореплавателя Валькицкого, командира подлодки «Пантера» Бахтина, а также брата и племянников Достоевского.
Недалеко от могилы сорока священников находится Блоковская дорожка. На этом месте в 1921 году похоронили Александра Блока. Могила поэта уже давно была перенесена на Волковское кладбище, но «первоначальное» место забыто не было. Там стоит памятный камень, и лежат цветы от поклонников.
Кроме могил известных деятелей, на Смоленском кладбище есть красивые и необычные монументы. К примеру, памятник, посвященный чинам русской полиции, который сохранился еще с дореволюционных времен. Этот памятник постоянно опекают сотрудники ГИБДД.
Кладбище сегодня
В послереволюционные годы кладбище закрыли в связи с нехваткой мест. А часть земли с захоронениями отдали под строительство… детского сада.
Для того чтобы сохранить хоть монументы и надгробия известных деятелей, их переставили в Александро-Невскую лавру. Сегодня православную часть кладбища восстановили: отреставрировали надгробия, часовню, облагородили аллеи, ведется специальный архив всех захоронений. На кладбище больше не хоронят (за исключением особых случаев).
Немецкая часть пребывает в огромном запустении, и даже ходят слухи о предстоящем сносе. Однако пока никаких изменений нет, и сюда по-прежнему приходят, чтобы посмотреть на сохранившиеся памятники 18-го столетия.
Итак, если вы решили посетить Смоленское кладбище, как добраться? Ближайшая станция метро - "Василеостровская". Возле выхода из метро находится остановка. Садитесь на маршрутное такси № К-249 и едете пятнадцать минут до улицы Камской. По ней, никуда не сворачивая, идете прямо, и впереди - Смоленское кладбище. Адрес: улица Камская, 3.
- (Камская улица, 24), в северо западной части Васильевского острова, на левом берегу р. Смоленка. Площадь 51,7 га. С. п. к. один из наиболее известных исторических некрополей Ленинграда, впервые упомянуто в указе 1738 как кладбище «на… …
Смоленское православное кладбище - Надгробие Е. В. Юдиной. Смоленское православное кладбище. Надгробие Е. В. Юдиной. Санкт Петербург. Смоленское православное кладбище (Камская улица, 24), в северо западной части Васильевского острова, на левом берегу р. Смоленка. Площадь 51,7 га.… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»
Топоним Смоленское село, административный центр Смоленского района Алтайского края. Смоленское бывшее село, ныне исторический район Санкт Петербурга. Смоленское село в Переславском районе Ярославской области. См. также Смоленское водохранилище… … Википедия
Название трёх кладбищ Санкт Петербурга. Православное Лютеранское Армянское … Википедия
В Санкт Петербурге по состоянию на II квартал 2008 года 85 кладбищ, 13 из которых являются историческими, а на охрану поставлено всего 1100 объектов. Городские власти проводят политику привлечения крупных государственных и общественных… … Википедия
Основная статья: Храмы Санкт Петербурга Церкви Церковь Смоленской иконы Божией Матери Церковь Смоленской иконы Божией Матери Смоленская церковь /Смоленское православное кладбище, Камская ул., д. 24, (1786 1790, . Построена в 1786 1790 годах в… … Википедия
В Санкт Петербурге по состоянию на II квартал 2008 года 85 кладбищ, 13 из которых являются историческими, а на охрану поставлено всего 1100 объектов. Городские власти проводят политику привлечения крупных государственных и общественных… … Википедия
Основная статья: Храмы Санкт Петербурга Церкви Церковь Смоленской иконы Божией Матери … Википедия
В первые годы существования Петербургского захоронения производились возле приходских церквей. Первое городское К. Сампсониевское, основанное в 1710 на Выборгской стороне близ деревянной церкви Сампсония Странноприимца, воздвигнутой в честь … Санкт-Петербург (энциклопедия)