Теория познания платона. Платон сознания человека Учение Платона о душе и о разуме, как о высшем ее элементе
Традиционно считается, что заслуга целостной постановки проблемы сознания, а точнее проблемы идеального, принадлежит Платону. До Платона такой проблемы в оформленном виде не существовало. Носителем мыслей и чувств человека считалась душа, которая сводилась к первооснове всего мира. Атомисты (Демокрит ) рассматривают душу как образование, состоящее из особых округлых атомов и пустоты, т.е. как особое материальное образование. Развивая идеи Сократа о прирожденности истинного знания душе до воплощения ее в человеческое тело, Платон впервые выделяет идеальное как особую сущность, не совпадающую и противоположную чувственному, предметному, материальному миру вещей. Однако, для древнего грека сознание не являлось еще самостоятельным феноменом. Душа (сознание) была частью мирового космоса, и абсолютно точно воспроизводила окружающие явления. Представление о сознании как внутреннем духовном опыте человека появляется в философии Средневековья , где анализируется сквозь призму религиозной проблематики. В эпоху Нового времени , когда собственно и происходит поворот от понятия души к понятию сознание, последнее трактуется как познавательная способность человека, как «Я» - личностное образование. Сознание понимается как продукт внутреннего развития (мышления у Декарта) и как результат внешних воздействий (ощущений у Локка и Гоббса). Философия XIX века открывает новые горизонты сознания. Иррационалисты Шопенгауэр и Ницше ставят сознание в зависимость от неосознанных процессов. Впоследствии это будет доказано З. Фрейдом в психологии бессознательного. К. Маркс и Ф. Энгельс анализируют влияние на сознание социальных предпосылок.
В философии сложились и сохраняют свое значение в современной культуре следующие концепции сознания .
1. Объективно-идеалистическая интерпретация сознания как сверхчеловеческой, надличностной, в конечном счете трансцендентальной идеи (мир идей у Платона; абсолютная идея у Гегеля; Бог у теологов; инопланетный разум у уфологов), лежащей в основе всех форм земного бытия. Человеческое сознание есть частица, продукт или инобытие мирового разума.
2. Субъективно-идеалистические системы рассматривают сознание человека как самодостаточную сущность, содержащую картину самой себя и являющейся субстанцией материального мира (Р.Декарт, Дж. Беркли, Э. Гуссерль).
3. Гилозоизм (овеществленная жизнь) утверждает, что вся материя мыслит, сознание является атрибутивным свойством всего материального мира. С точки зрения гилозоизма, вся материя одушевлена или, по крайней мере, обладает предпосылками к мышлению. (Фалес, Анаксимандр, Аристотель, Дж. Бруно, Б.Спиноза).
4. Вульгарный материализм как редукционистское отождествление сознания с вещественными образованиями в мозгу человека. Сознание имеет чисто материальный характер, оно результат функционирования определенных частей или образований мозга (К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт).
5. Социологизация сознания. Сознание ставится в абсолютную зависимость от внешней, в том числе и социальной среды (Дж. Локк, Вольтер, П.А. Гольбах).
6. Диалектический материализм подходит к изучению сознания как сложному, внутренне противоречивому феномену единства материального и идеального, объективного и субъективного, биологического и социального (К. Маркс, Ф. Энгельс).
ü Античность: Платон, Аристотель.
ü Средневековье: Бл.Августин.
ü Новое время: Декарт, Спиноза, Локк.
ü Вундт. Психология сознания.
ü Функционализм (Брентано, Джеймс).
ü Гештальтпсихология.
ü Бихевиоризм.
- Основные характеристики сознания (в итоге).
Определения
Сознание - один из ключевых и самых многозначных терминов в психологии и многих других наук. А.Бэн: сознание - "самое запутанное слово в человеческом словаре". Ни одно определение С. не является ни единственным, ни общепринятым.
В разных науках под сознанием понимают разные аспекты реальности:
ü в философии – сознание противопоставляется как идельное реальному;
ü в физиологии – уровень бодрствования и противопоставляется сну;
ü в социологии – сознание как рациональный регулятор поведения - в противовес стихийному поведению;
ü в лингвистике – сознание как душевные (психические) состояния, выразимые в слове.
Ну а в психологии еще больше различных концепций сознания. "Сознание есть нечто такое, о чем мы как люди знаем все, а как ученые не знаем ничего" (М.К. Мамардашвили).
Развитие представлений о сознании
Античность. На первых этапах развития философской и психологической мысли доминировало синкретичное представление о душе и теле, психическом и физическом, чувствах и разуме. Душа рассматривалась как безличное начало, лишенное неповторимости и индивидуальности человеческой личности. Впервые проблема дифференциации сверхчувственного и природного, души и тела намечается в учениях софистов и Сократа, затем получает развитие в философии Платона.
Платон : в своих "Диалогах" раскрывает соотношение между сверхчувственным и природным, умопостигаемым космосом и космосом зримым, идеей, или эйдосом (бестелесным) и телом. Структура, трехкомпонентное, по Платону, строение человеческой души (вожделение, пыл, рассудительность) соответствует структуре души космоса. Признается возможность самодвижения души, ее переселения и бессмертия. Приобретение истинного знания связывается с процессом припоминания человеческой душой своего пребывания в умопостигаемом мире.
Аристотель впервые формулирует идею развития применительно к душе, трактуя ее как организующий принцип жизни.
Средневековая философия : сознание как проявление в человеке искры надмирового божественного разума, который существует до природы и творит ее из ничего. Философия христианства обращает при этом внимание на внутреннюю напряженность и противоречивость душевной жизни человека. Блаженный Августин: индивид, концентрируясь на собственном сознании, обретает способность вступить в контакт с Всевышним как с неколебимой реальностью.
Новое Время.Р. Декарт. Ввел понятие сознания и выделил его как критерий психики. В основе мира (в т.ч. и чел-ка) лежат две субстанции: протяженная и мыслящая. Мысль – все, что происходит в нас, все, что мы воспринимаем непосредственно само собой. К мышлению Декарт относит не только традиционные интеллектуальные процессы (разум), но и ощущения, чувства, представления, - все, что осознается (отождествление душевных функций с сознанием). Отсюда: единственное средство его познания – интроспекция (объект интроспекции – личная мысль). Единство души достигалось за счет сознания, перед внутренним взором которого все психические феномены равны.
Спиноза : есть единая, вечная субстанция – Природа – с бесконечным множеством атрибутов (неотъемлемых свойств). Из них нашему ограниченному разуму открыты только два – протяженность и мышление. Следовательно, бессмысленно представлять человека местом встречи телесной и духовной субстанций, как это делал Декарт. Человек целостное телесно-духовное существо. Убеждение, что тело движется или покоится по воле души, сложилось из-за незнания того, к чему оно способно само по себе, "в силу одних только законов природы, рассматриваемой исключительно в качестве телесной".
Дж. Локк (1632-1704) развил тезис Декарта о непосредственном постижении мыслей. Два источника знаний:
а) объекты внешнего мира (впечатления);
б) деятельность собственного ума (рефлексия; наблюдения, которым ум подвергает свою деятельность.
Рефлексии нет у детей и даже у взрослых, не склонных к размышлениям о самом себе.
Локкзадал начало элементаризма:
1) сознание состоит из идей (идея – элемент сознания);
2) идеи бывают простые и сложные;
3) сложные идеи состоят из простых.
Есть 3 пути образования из простых идей сложных:
Соединение (суммация простых);
Сравнение (сложная идея возникает как отношение между простыми);
Обобщение через абстракцию.
Ассоциация – закономерная связь, возникающая в опыте индивида между двумя содержаниями сознания (ощущениями, представлениями, мыслями, чувствами), к-ая выражается в том, что появл. в сознании одного из содержаний влечет за собой и появл. др.
Параллельно с учением Дж. Локка в науке стало развиваться еще одно, близкое к нему течение - ассоциативное направление (Д.Гартли, Д.Юм).
В.Вундт создал одну из первых программ создания психологии как отдельной науки. Предметом психологии он называл сознание, которое понималось как "совокупность сознаваемых состояний".
<= Модель сознания
Свойства сознания по Вундту:
1. Сознание состоит из элементов. Таких элементов 2 типа:
Объективные - ощущения – отражение отдельного свойства предмета;
Субъективные - простые чувства, которые могут комбинироваться в сложные.
Объективные ощущения характеризуются: качеством, интенсивностью, протяженностью во времени и пространственной протяженностью (нет слуховых ощущений). При объединении объективных элементов получается образ.
Субъективные, т.е. чувства, представляют собой 3 пары: удовлетворение/неудовлетворение, возбуждение/успокоение, напряжение/разрядка. Любое эмоциональное состояние можно разложить по описанным осям или собрать из трех простейших элементов.
2. Сознание ритмично по своей природе (восприятие чередования ударов метронома): отдельные элементы сознания имеют тенденцию к образованию групп элементов, связанных между собой. За счет группировки объем внимания и сознания могут увеличиваться.
3. Объем сознания = 7+ 2 элемента (если они организованы, то объем сознания расширяется до 40, т.е. объем внимания = 7+ 2 элементов, объем сознания – 16-40 элементов);
Законы связи элементов сознания. Связь между элементами сознания осуществляется с помощью ассоциаций . Память – установление ассоциаций.Возникновение единого опыта из отдельных составляющих сознания объясняет теория апперцепции .
Основные процессы сознания:
Перцепция - это процесс вхождения какого-либо содержания в поле сознания,
Апперцепция - сосредоточение сознания (внимания) на каком-либо содержании, т.е. содержание попадает в область ясного сознания.
Динамика апперцепции и перцепции : если перцепция связана с апперцепцией, то может быть получение большего (целого), если такой связи нет, то перцепт может быть вытеснен за порог сознания.
Платон стремится развить сократовские представления. В своих размышлениях он выходит за пределы человеческой личности. Он задается вопросом, что, в самом деле, представляет собой вся совокупность явлений, называемая «мир». Беспрестанное движение, беспрерывная смена разрозненных, ничем не связанных вещей, где нет ни постоянного, ни вечного, нет бытия, а есть лишь становление. Но реальность должна где-нибудь существовать, и принимать все за иллюзию невозможно. Найти эту реальность и составляет основную задачу платоновской философии, и ответом на нее служит учение об идеях.
Идея есть бытие, живое воплощение, всех родовых и видовых признаков вещей, - воплощение не отвлеченное и субъективное, а конкретное и объективное. Идея имеет действительное существование, отдельное от вещей и независимое от нашей мысли. Это квинтэссенция всех вещей, входящих в одну и ту же однородную группу. Идея по отношению к вещам играет такую же роль, какую играет концепция художника по отношению к его произведениям. Идеи суть типы, или первообразы, по которым созданы вещи чувственного мира. Они - реальности не в ряду других, а реальности по преимуществу - единственные и абсолютные. Вещи же не обладают никаким действительным бытием; подобно отражению в зеркале. Они - неверные, неясные снимки, имеющие существование, да и то призрачное, только благодаря идеям. Вселенная поэтому распадается как бы на два мира: мир идей - реальный, и мир вещей - иллюзорный. В первом - оригиналы, во втором - подобия; в первом - бытие, во втором - становление. Идеи живут в надзвездной сфере, составляя особый мир. Чистые, без цвета, без формы, без протяжения, восседают они там, как божество, сияя вечной красотой и истиной, не доступные никому, кроме Бессмертного разума.
Воплощаясь, идея неизбежно искажается. Материя несовершенна и не может передать красоту идеи в полноте. Поэтому, к примеру, дружба лучше любви, ибо последняя через физическое проявление оскверняется и принижается.
Учение Платона о душе и о разуме, как о высшем ее элементе
Человеческие души, согласно Платону, до того, как воплотиться в бренные оболочки, обитали там же, в горних обителях, созерцая эти священные идеи, пропитываясь их светом и составляя точные понятия об истине и бытии. Душа состоит из трех элементов: разум, воля, и желательная часть.
Примечание: Последнее предложение я целиком списала из учебника Канке. В процессе написания реферата я так и не уяснила для себя, что здесь имеется в виду. Не зная греческого языка, приходится верить переводчикам и толкователям. В других книгах слово «воля» переводится, как «дух», «мужество», и даже «страсти». Взаимоисключающие толкования! Я думаю, что Платон знал, о чем говорил, и очень хочу со временем подобрать адекватные слова для перевода. Многие мыслители говорят о трехсоставности души. Максим Исповедник: ум, разум, жизненная сила. Феофан Затворник: дух, душа, чувства-ощущения. Фрейд: сверх-я(контролирующая структура),я(сознание), оно(подсознание, недозволенные желания). Наш преподаватель психологии: познавательная часть, эмоциональная, волевая. Я думаю, что все они правы, каждый со своей точки зрения. Мне видится наиболее всеобъемлющим и соответствующим современному уровню знаний определение, данное Алисой А. Бейли, о котором будет сказано ниже.
Из трех частей души бессмертен лишь разум, познающий идеи. Платон поэтически изображал душу в виде возницы и двух крылатых коней, впряженных в колесницу. У богов возница и кони благородны и бессмертны. У людей же - только возница, кони же низкого происхождения и нечистой крови. Много требуется усилий, чтобы контролировать этих коней. Горе тому вознице, который не сумеет с ними справиться: Колесница падет с небесной твердыни и душа, потеряв свои крылья, вынуждена будет войти в телесную оболочку. Участь ее печальна и тяжела, но та душа, которая одарена живым стремлением в небеса, может войти в оболочку философа, и тогда ее земное скитание оканчивается скорее.
Отсюда - значение добродетели. Добродетель есть знание, и для каждой части души существует свой особый вид добродетели. Познавательная часть - разум - должна стремиться к истине, красоте и добру, поэтому знание их, или мудрость есть добродетель разума. Воля должна помогать разуму, не опасаясь и не останавливаясь ни перед чем. Добродетелью же чувственной части души должны быть умеренность и самообладание, так она может способствовать остальным частям души в их стремлении к идеалам. «Любовь есть некое влечение. Влечение же неразумно, и может стать необузданностью. Человек, подчиняющийся влечению, - раб наслаждения».(Федр).
Таким образом, разум, соответственно своей мере знания, должен управлять жизнью души и ее проявлениями: эмоциями, желаниями, поступками.
Примечание: Я думаю, что все греческие философы первых веков были в какой-то мере последователями Платона, во всяком случае, пользовались сходной терминологией. Поэтому, чтобы разобраться в учении Платона, я взяла книгу Иоанна Дамаскина «Точное изложение православныя веры». Перевод сделан авторитетным коллективом ученых под руководством профессора А.И.Сидорова, того самого, который перевел Максима Исповедника и Василия Великого. У Иоанна Дамаскина читаем: «Нужно знать, что разумное начало души владычествует над неразумным. Ибо силы души разделяются на разумную и ту, которая неразумна. Но неразумного начала души есть две части: одна непослушна разуму, то есть разуму не повинуется(жизненная сила: сила сердцебиения, сила роста, сила семени и т.п.),другая же повинуется разуму и разделяется на гнев и похоть. Сия часть души называется страстным и вожделеющим началом».
По Платону, отдельные вещи постигаются посредством чувств, разум же постигает не отдельные вещи, а сущности, значит эти сущности - идеи, которые составляют основу вещей.
Рассмотрение идеи как реального бытия и как понятия о сущности предмета дает возможность ответить на вопрос о процессе познания и его сущности. Платон полагает, что знание нельзя свести ни к ощущению, ни к правильному мнению, ни к соединению правильного мнения со смыслом. Истинное знание - это познание, которое проникает в мир идей. Знания, таким образом, относятся к миру идей, - "истинное" бытие - предмет истинного знания. Мнения относятся к миру чувственно воспринимаемых вещей, так как чувственные единичные вещи изменчивы и являются поэтому предметом мнения, а не знания. Чувственное знание не может быть подлинным знанием, так как оно - ничто без понимания, как, например, мы не понимаем иностранную речь, хотя и слышим.
В теории познания Платона важную роль играет его концепция воспоминания. По его мнению, душа припоминает идеи, которые она знала в тот период своего существования, когда она еще не соединилась с телом. Чем больше душа была на том свете - тем больше она припоминает идей, и поэтому Платон советовал для познания истины "закрыть глаза и заткнуть уши" и довериться своей, вспоминающей о своем божественном прошлом, душе.
Пародокс знаний - если ты что-то знаешь, то зачем тебе это познавать. Если ты ничего не знаешь, то как найдешь, что искать.
Таким образом, теория познания Платона - анамнезис - теория припоминания.
В подтверждение своей теории воспоминания в диалоге "Менон" Платон приводит разговор Сократа с одним юношей, который никогда до этого не изучал математику, но после правильно поставленных вопросов пришел к собственной формулировке теоремы Пифагора.
Таким образом, в теории познания Платон четко различал знание и мнение, это различение имело для него большое значение. Первое относится к знанию об идеях, второе связано с чувственным миром. Знание приводит к абсолютной истине, мнение касается только внешней стороны вещей.
Все изложенное выше Платон называет диалектикой, под которой он понимает и логику, и учение о познании, и учение о методе, и учение о бытии, об идеях и их родах, а также о разумном познании этих истинно сущих родов реального бытия.
Диалектика Платона зиждется на восхождении и нисхождении идей. Восхождение идет от мнения человека и чувственно воспринимаемых вещей к общему понятию - идее, и нисхождение наоборот от общего к частному.
Космология Платона
В своем философском учении Платон выделяет «триаду». Все сущее сосотоит из трех субстанций: "единого", "ума", "души".
Мир идей и природный мир охватываются единым и божественным целесообразным началом. "Единое" является основой всякого бытия, не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни частей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т.д. Единое выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всякого ощущения, Оно есть первоначало всего - как идей, так и вещей, явлений и свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого). Единое есть ничто.
Космос имеет шаровидную форму, он был сотворен и конечен. Демиург (создатель, божественный ум) придал миру определенный порядок. "Ум" происходит от "единого", разделен с ним и протвоположен ему. Ум является сущностью всех вещей и есть обобщение всего живого на Земле.
Мир - живое существо, он обладает душой, которая находится не в нем самом, а окружает собой весь мир, состоящий из элементов земли, воды, огня и воздуха. "Душа правит всем, что есть на небе, на земле и на море с помощью своих собственных движений" (Законы. 896е). "Душа" это подвижная субстанция, которая объединяет и связывает "единое - ничто" и "ум - все живое", а также связывает между собой все вещи и все явления. В мировой душе господствуют числовые отношения и гармония. К тому же мировая душа также обладает познанием. Мир образует ряд кругов: круг неподвижных звезд, круг планет. Итак, структура мира такова: божественный ум (демиург), мировая душа и мировое тело (космос). Живые существа творит Бог. Богом, по Платону, создаются души, которые после смерти тела, где они живут, переселяются в другие тела. Таким образом, согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека.
Учение о душе.
Гносеологические и онтологические взгляды Платона тесно связаны с его пониманием души, которая представляется ему нематериальной, бессмертной и существующей вечно. Душа человека есть часть мировой души. Она является причиной самой себя. В ней находятся все предзнания. Предзнание - знание о сущности вещей. Как уже упоминалось, душа заключена в темницу нашего тела, но способна к перевоплощениям (метапсихозу). Она обладает иерархией и подразделяется на три уровня или части: разумная божественная душа - бессмертна; телесная часть - смертна; вожделеющая часть души - черна.
Теория государства Платона.
Большое место в философском мировоззрении Платона занимают его взгляды на общество и государство. Платона можно считать одним из первых древнегреческих философов, который в систематической форме представил свое понимание государства. В центре внимания Платона находятся не абстрактные натурфилософские положения о первоначалах природы, а проблемы человека. Общественно-политическим вопросам Платон посвящает два наиболее крупных своих произведения - "Государство" и "Законы". Эти вопросы также рассматриваются в диалогах "Политик" и "Критон".
Платон рисует идеальный тип государства, который якобы существовал в древние времена: люди рождались из земли, не нуждались в жилище, занимались философией. Затем возникла необходимость борьбы, самосохранения. Идальное время уходит в прошлое. Возникает государство - совместное поселение. Оно возникает как результат многообразия человеческих потребностей и вытекающего отсюда общественного разделения труда.
Этому идеальному типу Платон противопоставил отрицательный тип государства, который, по его мнению, может существовать в четырех формах: тимократии, олигархии, демократии, тирании. Тимократия - это форма правления, при которой власть принадлежит честолюбцам и процветает страсть к обогащению, при этом образ жизни становится роскошным. После тимократии следует олигархия, при которой власть принадлежит немногим, господствующим над большинством. Она находится в руках богатых, которые постепенно растрачивают свое имущество, превращаются в бедняков и совершенно бесполезных членов общества. Олигархия в своем развитии приводит к демократии, при которой власть находится в руках большинства, но противоположность между богатыми и бедными еще больше обостряется. Демократия возникает как результат восстания бедняков против богатых, при этом богатые уничтожаются или изгоняются, а власть распределяется между оставшимися членами общества. За демократией следует тирания, являющаяся результатом вырождения демократии. Согласно Платону, избыток чеголибо приводит к своей противоположности. Поэтому избыток свободы, как считает Платон, приводит к рабству, тирания рождается из демократии как высочайшей свободы. Сначала, при установлении тирании, тиран "улыбается и обнимает всех, с кем встречается, не называет себя тираном, обещает многое в частном и общем, освобождает от долгов, народу и близким к себе раздает земли и притворяется милостивым и кротким в отношении ко всем" (Государство. VIII. 566). Постепенно тиран уничтожает всех своих противников, "пока не останется у него ни друзей, ни врагов, от которых можно было бы ожидать какой-либо пользы" (Там же. 567b).
В противовес всем отрицательным формам государства Платон выдвигает свой проект идеального государства, который явился первой социальной утопией в истории общества. Это идеальное государство, согласно Платону, должно быть основано на принципе справедливости. Исходя из справедливости каждый гражданин в этом государстве должен занимать свое особое положение в соответствии с разделением труда, хотя различие между отдельными группами людей у Платона определяется нравственными задатками. Низший общественный класс составляют производители - это земледельцы, ремесленники, купцы, затем идут воины-стражи и правители-философы.
Низший общественный класс, по Платону, обладает и более низким нравственным характером. Эти три сословия соответствуют трем частям души, которые упоминались ранее. Для правителей характерна разумная часть души, для воинов - воля и благородная страсть, для производителей - чувственность и влечения. Таким образом, нравственные качества воинов и правителей Платон ставит выше нравственных качеств производителей.
Идеальная государственная система, согласно Платону, обладает чертами нравственной и политической организации и направлена на решение важных государственных задач. К ним он относит следующие задачи: защита государства от врагов, осуществление систематического снабжения граждан, развитие духовной культуры общества. В выполнении этих задач состоит, по Платону, осуществление идеи блага как идеи, правящей миром.
Идеальное, а тем самым благое государство обладает следующими четырьмя добродетелями, три из которых присущи трем сословиям общества соответственно, а именно: мудрость присуща правителям и философам, храбрость- воинам, стражам, умеренность- работникам производительного труда. Четвертая добродетель характерна для всего государства и выражается в том, чтобы "каждый делал свое". Платон считает, что "многоделание", т. е. стремление заниматься не свойственной его сословию деятельностью, причиняет огромный ущерб государству. Наилучшей формой правления Платон считает аристократическую республику. Допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен.
Характерная черта отрицательных типов государства, по Платону, - это наличие материальных интересов. Поэтому Платон выдвигает на первый план в своем идеальном государстве нравственный принцип, который должен выражаться в правильном образе жизни всех граждан этого общества. В проекте идеального государства Платона жизнь его граждан во многом регламентирована. Для высших сословий Платон не допускает частной собственности, она возможна только для низшего, производительного класса. Живут вместе, государство их содержит.
Для высших сословий Платон также не допускает существования семьи. Он полагает, что браки возможны только под наблюдением государства и только для рождения детей. Дети отбираются у родителей и воспитываются в специальных учреждениях. Мальчики и девочки получают одно и то же воспитание, так как, по Платону, женщина вполне способна выполнять те же самые социальные функции, что и мужчина. Социальная утопия Платона, направленная на то, чтобы сделать счастливым все государство, приносит в конце концов в жертву отдельного человека. Государство счастливо в целом, а не в отдельных частях. По Платону, идеальное государство состоит из людей, которые выполняют свои социальные функции без учета своих личных интересов и потребностей. Таким образом, сплоченность государства обеспечивается за счет жесткого ограничения и обеднения личной жизни людей, полного подчинения личности государству.
Платоном предусматривалась жесткая идеологическая диктатура властей. За "безбожие" полагалась смертная казнь. Любое искусство подвергалось строгой цензуре, которая рассматривала каждое произведение с точки зрения того, было ли оно направлено на развитие морального совершенства в интересах государства.
"Самое главное здесь следующее, - пишет Платон, - никто никогда не должен оставаться без начальника - ни мужчины, ни женщины. Ни в серьезных занятиях, ни в играх никто не должен приучать себя действовать по собственному усмотрению. . .
Надо нальствовать над другими и самому быть у них под началом" (Законы. XII. 942а, с).
Платоновское государство - это теоретическая схема утопического государства, в котором жизнь общества подчинена строгому государственному контролю.
Выводы:
* впервые оставил собрание фундаментальных произведений;
* положил начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая "линия Платона" - противоположность материалистической "линии Демокрита");
* впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества - государство, законы и т.д.;
* заложил основы понятийного мышления, произвел попытку выделить философские категории (бытие - становление, вечное - временное, покоящееся - движущееся, неделимое - делимое и др.);
* создал философскую школу (Академию), которая просуществовала около 1000 лет.
Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:
* материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;
* окружающий мир ("мир вещей") также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция, а является лишь отражением чистых идей, а вещь – материальным отражением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи.
* реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы), которые истинны, вечны и постоянны;
В вопросах гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:
* мир чувственных вещей познавать не имеет смысла, так как он постоянно меняется;
* поскольку материальный мир является всего лишь отображением "мира идей", то предметом познания должны стать прежде всего "чистые идеи", мир идей;
* "чистые идеи" невозможно познать помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение - "докса"), их можно познать лишь разумом;
* высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные - образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать "чистые идеи".
* познание есть процесс воспоминания душой того, что она видела в мире идей до своего вселения в тело человека.
Платон первый в истории философии поставил в явном виде вопрос об отношении духа к материи и рассмотрел его с разных позиций. Он считал, что вначале должно возникнуть то, что движет само себя. А это не что иное, как душа, ум.
* выделяет душу мировую и душу отдельного человека
* душа человека (вещи) есть часть мировой души;
* душа бессмертна;
* при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку;
* постоянство души и смена телесных форм - естественный закон Космоса.
Платон выдвигает собственный план государственного устройства, согласно которому:
* все население государства (полиса) делится на три сословия - философы, воины, работники;
* работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;
* воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости - участвуют в военных действиях;
* философы (мудрецы) - разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством;
* философы и воины не должны иметь частной собственности;
* жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;
* не существует брака, все жены и дети общие;
Философия и наука о сознании человека
1. Отражение, его сущность и формы проявления.
Русский философ И. А. Ильин
подчеркивает, что важнейшим предназначение
философии является исследование духа и
духовности.
Сделать это можно с помощью сознания:
человек отражает в своей голове окружающий
мир и самого себя.
Сознание сложно и многообразно, поэтому оно
является объектом изучения множества наук -
философии, психологии, педагогики,
социологии и т.д.
С точки зрения философского идеализма (Платон)
сознание (дух) есть некая
деятельность, присущая в мире и являющаяся
субстанцией (основой) всех вещей и
процессов.
Дух первичен - так утверждает философский
идеализм.
Философский материализм (Демокрит)
и
естественная наука исходят из того, что
сознание не есть дар Бога. Оно явилось
следствием эволюции. Оно - вторично.
В истории философии есть точка зрения о том,
что вся
материя обладает способностью
ощущать и мыслить, т.е. одушевлена (греческий философ Бруно).
В. И. Ленин в 1908 году высказал мнение о том,
что вся материя обладает свойством
отражения. Так где же предпосылка, на
основе которой возникло и развилось
сознание?
Понятие отражения - есть ключ к решению
проблемы происхождения сознания.
Отражение
- это свойство материальных
предметов, заключающееся в воспроизведении
внешних особенностей и внутреннего
строения других предметов, сохранении в
себе этих отпечатков.
Отражение - воспроизведение в себе других
предметов. Оно проявляется только в ходе
взаимодействия предметов.
Существуют разные формы отражения.
Отражение
имеет место и в неживой
природе
. Здесь оно носит пассивный
характер и проявляется в виде изменений
механических, физических, химических
свойств предметов в результате их
взаимодействия.
Отражение в живой природе
носит
активный характер. Это позволяет
организмам не только получать сведения о
внешнем мире, но и приспосабливаться к его
воздействию и менять среду обитания.
в не живой природе:
в живой природе:
пассивный
характер
1. получать сведения
о
внешнем мире
2. приспосабливаться к нему
3. изменять его
2. Сознание - социальное явление, высшая форма отражения мира.
В древней философии под сознанием
понимался внутренний мир человека (душа).
Тело - смертно, а душа - бессмертна.
Платон впервые разделил все сущее на два
мира - мир вещей (неподлинный мир), и мир идей
(подлинный мир). По мнению Платона, идеи
являются источником всех вещей.
В средние века сознание и разум
рассматривались как важнейшие атрибуты
Бога, т.к. человек сотворен Богом, как
подобие его, то и сознание человека - дар
Божий.
В эпоху Возрождения сознание трактовалось
как свойство всей природы (пантеизм).
В Новое время - дуализм: мир Природы и мир
Духа - две одинаковые субстанции (основы)
мира.
Французский материализм XVIII века исходил из
того, что сознание - это особая функция
человеческого мозга, с помощью которой
человек отражает окружающий мир. Смерть
тела - смерть души.
Гегель: сознание (абсолютная идея) лежит в
основе всего сущего и творит из самого себя.
По мнению Гегеля, сознание - продукт
активной деятельности человека в рамках
конкретной исторической эпохи.
Во второй половине XIX века - вульгарный
материализм (Фогт, Бюхнер) - сознание есть
движение мозгового вещества, как особого
рода жидкости, качество которой зависит от
состава пищи (человек есть то, что он ест).
Отечественные философы (Бехтерев, Павлов)
считали, что сознание - это социальный
феномен, активное отражение общественных
отношений.
С точки зрения современной науки, сознание
есть высшая форма (способность) отражения
внешнего мира, присущая только человеку.
Сознание - субъективный образ объективного
мира.
Сознание - это и самосознание. Этои
отношение человека к миру.
Наука утверждает, что сознание вторично
.
Это означает:
1. Сознание - результат деятельной эволюции
природы.
2. Содержание сознания обусловлено
воздействием внешнего мира.
Сознание социально, т.е. его характеристики
во многом определяются индивидуальными
качествами человека.
Сознание имеет предметно-практическую
природу
(оно проявлятся в деятельности
человека).
Происхождение сознания
Демокрит говорил о социальной нужде, т.е.
о потребностилюдей в выживании.
Французские материалисты XVIII века: сознание
- итог эволюции природы.
Гегель: сознание возникает в ходе
деятельности людей путем присвоения ими
"абсолютной идеи".
Энгельс создал теорию антропогенеза:
а) биологические предпосылки
возникновения сознания
б) труд
в) речь
г) язык и т.д.
Функции сознания
1. Познавательная
2. Целеполагающая
3. Регулятивная
3. Сознание и материя
Деятельность мозга есть
физиологическая основа сознания. Левое
полушарие отвечает за рациональное
мышление, правое - за образное восприятие
мира.
мозг новорожденного - 350 гр., взрослого -
1300-1400, у некоторых 2 кг. Мозг вмещает 40-50 млрд.
клеток.
Но мыслит не мозг, а человек при помощи
мозга.
Сознание - отражение.
Материя - объективная реальность.