Возрожденческая трактовка диалектики. Николай Кузанский и принцип совпадения противоположностей
Сибирский государственный университет путей сообщения
Кафедра «Философии»
ФИЛОСОФИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НИКОЛАЯ КУЗАНСКОГО
Реферат
По дисциплине «Философия»
Руководитель:
Доцент Быстрова А.Н.
Разработал:
Студент гр. У-213 Белова В.А.
2012 год
Содержание
Введение
Николай Кузанский был самым крупным и самым оригинальным философом Возрождения. Родом из южной Германии (местечко Куза). Кардинал католической церкви. Соединял в своих произведениях и в своей деятельности культуры средневековья и культуру гуманизма. С одной стороны он активный иерарх католической церкви, с другой стороны участник кружка гуманистов.
В наши дни философское творчество Николая Кузанского представляет большой интерес и занимает прочное место в истории философии: ни один историк философии, анализирующий мировоззрение эпохи Возрождения, не может пройти мимо философского учения Николая из Кузы, поскольку именно философия Кузанского демонстрирует путь перехода от средневековья к возрожденческим представлениям.
Однако чтобы лучше понять значение философского творчества Кузанца в истории Возрождения, следует рассмотреть и исследовать не только его философию, но и обстоятельства личной жизни, его взаимоотношения с различными слоями тогдашнего общества.
Целью данной работы является изучение философских источников, посвященных наследию Николая Кузанского.
1. Основные черты философских идей Н. Кузанского
1.1. Концепция Бога у Кузанского
Концепцией Бога у Кузанца, несмотря на его принадлежность к католической церкви, был пантеизм. Для него Бог это не личность христианства, а бесконечное единое начало, заключающее в себе все противоположности. Бог, по Кузанскому есть одновременно абс. максимум и абс. минимум. С одной стороны, Бог это весь мир, т.е. бесконечное разнообразие вещей. Но, с другой стороны, Бог это нечто абс. простое и единое, поскольку в бесконечности, как говорит Кузанец, все противоположности совпадают. Для доказательства этой мысли он использует примеры из геометрии. Если радиус круга будет увеличиваться, то круг будет стремиться к совпадению с линией. То же самое относится к треугольнику. Если продолжать сторону в бесконечность, треугольник также будет стремиться к прямой. Таким образом, в бесконечности противоположности совпадают. Бог, поэтому есть свертывание противоположностей и их совпадение. И, наоборот, природа есть результат разворачивания Бога .
1.2. Антропология Н. Кузанского
«Бог есть макрокосм, человек есть микрокосм». Человек создан по образу и подобию Бога. Поскольку Бог есть абсолютный максимум и абсолютный минимум, то и человек, точнее его душа, или еще точнее, ум есть и абсолютный максимум и абсолютный минимум. Человеческий ум, с одной стороны, есть нечто простое и единое, с другой стороны включает в себя бесконечное множество образов. В этом смысле человек, так же как и бог включает в себя весь мир. Кроме того, как Бог - есть множество потенциальных вариантов развития вселенной, так и человек имеет бесконечное число вариантов собственного развития крайне важный для гуманизма вывод. Из всего этого следует, что человек, по выражению Кузанца, есть «второй Бог». Здесь мы ясно видим, как средневековый теоцентризм сменяется гуманистическим антропоцентризмом .
2. Диалектика Николая Кузанского
2.1. Единство и борьба противоположностей
Диалектика Николая Кузанского коренится в его понимании бога и мира, она и проявляется в учении о боге как бесконечном и едином (а значит, и средоточии единства противоположностей), порождающем мир, полагающем конечное из бесконечного, многое из единого, части из целого. Она проявляется также в учении Николая о бытии как диалектическом сочетании противоположностей. На этой основе он развил диалектическую концепцию человека как микрокосма и диалектическую концепцию познания, сочетающего истину и заблуждение две главные противоположности, постигающего единство множественного, бесконечность конечного, обремененность противоположностями мира конкретных, конечных вещей .
Далее В. В. Соколов указывает, что проблему бога Николай стремился решить в духе отрицательной теологии, считая, что положительная теология слишком приближает творца к творению, а не возвышает его над ним. Отрицательная теология трактует бога как единое и актуально-бесконечное, ибо, согласно ей, «нет ни отца, ни сына, ни духа святого, но есть только бесконечное. Бесконечность, как таковая, не порождает, не порождена, ни от чего не происходит» .
Отрицание лиц божественной троицы и переход к абстрактному пониманию бога, как единого, как принципа единства, очень смелый, в сущности «еретический» шаг, за который в следующем столетии католическая церковь сурово карала.
С моей точки зрения, Кузанский в этом вопросе предвосхитил свое время, поскольку в дальнейшем и сама церковь пришла к такому пониманию бога.
Пафос единства и бесконечности определяющая черта в истолковании бога Николаем. Теология настаивала на непознаваемости божественного существа, и Николай последовательно продолжил эту линию, утверждавшую существование «скрытого бога». Доведя ее до логического конца, он в сущности полностью обезличил бога. Даже терминологически он не всегда упоминает имя бога, систематически называя его в «Ученом незнании» «абсолютным максимумом» и просто «абсолютом». В последующих произведениях этот обезличенный, абстрактный бог именуется и как Неиное, и как Бытие-возможность, и как Сама Возможность или просто как возможность. Истолкованный столь абстрактно, бог не оторван от природы и человека, а всемерно приближен к ним. Он становится главным выражением единства самой природы, понимаемой пантеистически. «Творец и творение пишет Николай, одно и то же»; «Бог во всех вещах, как все они в нем». Натуралистическая тенденция явно берет у Николая верх над мистической, и «Книга природы» интересует его много больше, чем «Книга благодати» Священное писание .
Единство не только выражает, согласно Николаю, самое существо бога, но и трактуется как форма отношения единого бога к множественному миру. Божественный абсолют, действующий из неких глубин природы, разумеется, не растворяется без остатка в вещах и явлениях. Но, хотя он и составляет нечто совершенно особое абсолют, он отнюдь не безразличен к миру вещей, явлений и существ. Этот мир не разрозненная и внешняя совокупность единичностей. Поскольку «бог единственная простейшая основа целой Вселенной», его важнейшая функция состоит в том, что он вносит единство в пестрое многообразие мира. Громадная, можно сказать, исконная диалектическая проблема, вставшая в этой связи, это проблема бесконечного и одновременно единого, целостного мира .
Я думаю, что столь глубокое понимание устройства мироздания весьма удивительно для XIV века, и говорит о высокой степени таланта обобщений Николая Кузанского.
Трактовка мира как единого целого в рассматриваемую эпоху основывалась прежде всего на аналогии между организмом и миром.
Николай говорит: «Движение любовной связи увлекает все вещи к единству, чтобы образовать из них всех одну-единственную Вселенную».
Как уже отмечалось, пафос единства в понимании бога сочетался у Николая с пафосом бесконечности. Кузанец в духе мистической традиции видит в актуальной, завершенной, раз навсегда данной бесконечности синоним непознаваемости, недоступности никаким, прежде всего математическим, понятиям человеческого ума. «Бесконечное, которое ускользает как бесконечное от всякой пропорции, неизвестно» .
Вместе с тем всемерное приближение абсолюта к природе приводит Кузанца к радикальным изменениям в истолковании последней по сравнению с традиционным религиозно-средневековым мировоззрением. Конечно, для пантеиста, даже натуралистического, мир не может быть бесконечным в том же смысле, в каком бесконечен только божественный абсолют. Но мир уже не рассматривается и как конечный, представляя своего рода единство противоположностей актуальной бесконечности и конечности. Хотя «мир не бесконечен, все же нельзя считать его конечным потому, что он не имеет границ, между которыми заключен». Так, перед нами возникает понятие потенциальной бесконечности, или безграничности, выражающей невозможность найти в природе какую бы то ни было реальную границу и одновременно возможность перейти любой, заранее поставленный предел.
Трактовка бесконечности неизбежно вела Николая к диалектике конечного и бесконечного, а трактовка единства столь же неизбежно вела (при рассмотрении отношения бога к миру вещей) к диалектике единого и многого .
2.2. Принцип эманации
В этой же связи стоит развиваемая Николаем диалектика целого и части. Возобновляя принцип «все во всем», Кузанец подчеркивает, что целое «находится непосредственно в любом члене через любой член, как целое находится в своих частях в любой части через любую часть». Правда, в основе этого процесса лежит «душа мира», которая «целиком находится в целом мире и в каждой части его», но самое существенное состоит в том, что именно целое определяет направление движения составляющих его частей, ибо «всякое движение части направляется к целому, как совершенству» .
В качестве абсолютной максимальности бог трактуется Николаем как абсолютная возможность всего существующего. В этой связи вместо принципа творения Кузанец выдвигает принцип ограничения абсолютного максимума, благодаря чему и возникает все бесконечное многообразие конкретного мира. Лишь последовательное ограничение всеобъемлющего целого приводит к возникновению соответствующих частей, ибо «все ограниченные предметы находятся между максимумом и минимумом». Недаром одно из своих произведений философ назвал «О бытии-возможности». Это название образовано из двух латинских слов: posse «мочь» и esse «быть», оно обозначает совпадение противоположностей возможности и действительности в боге. Но именно возможность, потенциальная сторона божественного всемогущества, объясняет «вечное рождение» всех вещей и существ. Божественный максимум как абсолютное единство содержит в себе в «свернутом» виде все бесконечное многообразие мира природы и человека. Поэтому и порождение его представляет собой своего рода «развертывание» .
Непосредственный источник этой важнейшей идеи онтологии и диалектики Николая принцип эманации, посредством которой из духовного и внеприродного единства постепенно возникает все конкретное множество телесных предметов. Опосредствованно же эта идея восходит к гераклитовско-стоическому учению о строгом вселенском ритме возникновения мира из огня и его возвращения по истечении тысячелетий в ту же огненную стихию. Принцип эманации принцип сугубо идеалистический, но с конца античности и в течение всего средневековья именно он был основным и в сущности единственным антиподом монотеистического креационизма.
Идея «свертывания» и «развертывания» мира из некоей единой и единственной основы, из абсолюта, вносила в природу динамику и подводила к мысли о развитии, по крайней мере в органической природе. Очень красноречиво в этом отношении следующее высказывание Кузанца: «Сама растительная жизнь в своей темноте скрывает в себе духовную». Еще более выразительно та же мысль сформулирована в другом произведении: «Сила элементов скрыта в хаосе, в силе развития скрывается чувственная, а в ней воображающая сила, а в ней логическая, или сила рассудка, а в силе рассудка сила понимания, в силе понимания духовно видящая и в духовно видящей сила сил, т. е. единство». При этом «в чувственной природе жизнь благороднее, чем в растительной, и еще благороднее в разумной» .
С моей точки зрения, очевидно, что трактовка бога как единого и бесконечного, перенесение принципов единства, бесконечности, динамизма на мир порождали в философии Николая целый комплекс диалектических идей диалектику единого и многого, бесконечного и конечного, целого и части, своего рода идею развития.
Традиционная формула пантеизма, согласно которой бог выступает как начало, середина и конец всего сущего, означает утверждение не только принципа единства мира, по и принципа единства противоположностей, имманентного богу. «Так как бог есть все, заявляет Кузанец, он также и ничто», ибо «он везде и нигде». По существу богу одновременно приписываются свойства как бытия, так и небытия. Равным образом мир, все существующее состоит из противоположностей. «Все вещи состоят из противоположностей в различных степенях, имеют то больше от этого, то меньше от другого, выявляя свою природу из двух контрастов путем преобладания одного над другим». Примеры такого совпадения Николай черпает прежде всего из математики: по мере увеличения радиуса окружность все больше и больше совпадает с касательной к ней, и поэтому «бесконечная кривизна есть бесконечная прямизна». Аналогичным образом превращается в прямую и треугольник по мере уменьшения угла, противолежащего основанию, т. е. по мере бесконечного увеличения высоты треугольника, в результате чего его боковые стороны сливаются в прямую. Единство противоположностей представляет собой и божественное существо: как вмещающее весь мир, оно абсолютный максимум, а как находящееся в любом, даже в самом ничтожном предмете абсолютный минимум. Сосредоточивая свой интерес не только на бесконечно больших отношениях, но и на бесконечно малых, Кузанец выступил тем самым как один из предшественников дифференциального исчисления .
2.3. Концепция познания
Диалектичность концепции бога и мира у Николая закономерно связана с диалектичностью истолкования познания.
Из всего сказанного выше явствует, что человек трактуется как часть природы. Но это особая часть. Николай нередко именует человека конечно-бесконечным существом: он конечен как телесное существо и бесконечен как духовное.
Поворот Николая в сторону натуралистического пантеизма сопровождался у него и возобновлением идеи о человеке как микрокосме. «Человеческая природа... пишет он, стягивает в себе всю Вселенную: она есть микрокосм, малый мир, как называли ее с полным основанием древние. Она такова, что... в человечестве все возведено в высшую степень».
А раз это так, то в человеке, как и в макрокосме, заключены те же всеобщие характеристики, что и в последнем, в том числе и все диалектические характеристики: человек не только конечное, но и бесконечное существо в силу своей связи с абсолютом; он и единое, и многое, и целое, состоящее из частей, и единое, состоящее из противоположностей. Христос, согласно Николаю Кузанскому, максимальный человек, но тогда и человек «второй бог», «человеческий бог». Вторым богом Николай называет человека потому, что, «как бог есть творец реальных вещей и естественных форм, так и человек творец логического бытия и искусственных форм». «Как бог развертывает из себя все многообразное богатство природных вещей, так и человеческий ум развертывает понятия, свернутые в нем».
Однако в концепции человека, выдвинутой Николаем, мы видим не только воспроизведение тех форм диалектики, которые обнаружили в концепции бога и мира, но и нечто новое диалектику истолкования процесса познания, одно из наиболее глубоких достижений, на заре Нового времени предвосхищавшее критику метафизического, рассудочного образа мысли и разработку диалектического способа мышления как мышления через противоречия .
Ум (или дух) человека, учил Николай, сложная система способностей. В основном их три: чувство вместе с воображением, рассудок и разум. «Человек образован из чувства и разума, связанных посредством рассудка, служащего для них посредником.
Эти.познавательные способности были многократно зафиксированы в платоновско-аристотелевской традиции и хорошо известны схоластике.
Однако Кузанец дает свою глубоко обоснованную спецификацию каждой из этих способностей не только в их раздельности, что как раз характерно для схоластики, но и в единстве, во взаимодействии. Эта черта гносеологии Николая безусловно диалектична, ибо только взаимодействие познавательных сил приводит к подлинной истине. Единство человеческого сознания он поясняет простой органистической аналогией: «Как в теле голова, руки и ноги имеют различные функции, так и в душе разум есть голова, рассудок руки, чувства ноги». Эта формула выражала весьма продуктивный взгляд на особенности и связь всех трех познавательных функций .
В основе познавательной иерархии находятся чувства, ибо «сила ума... не может перейти к своим функциям, если не получит возбуждения... при посредстве чувственных представлений». Но чувственное познание дает лишь частное знание. Добытые чувством результаты различает и упорядочивает рассудок, вне воздействия которого невозможна и деятельность чувства. Кузанец присоединяется к формуле, согласно которой «в рассудке пет ничего, чего раньше не существовало бы в ощущении». Чем сильнее Николай подчеркивал непознаваемость бога для рассудка, поскольку бог ускользает от всяких рациональных определений, тем более настаивал он на познаваемости мира. Рассудок реализует это познание прежде всего в математике наиболее достоверной из всех наук, ибо число представляет собой первообраз всех понятий нашего ума и без него ничего нельзя ни понять, ни создать.
2.4. Роль математики в философии Н. Кузанского
Придя к убеждению, что в основе всех явлений природы лежат математические пропорции и отношения, автор «Ученого незнания» и самые трудные понятия своей философии стремится пояснить математическими примерами. Так, абсолютное единство бога Кузанец уподобляет точке. Точка свертывает в себя все формы видимого мира, присутствуя в каждой из них, а из единицы развертывается любое число. Подобно этому, Движение представляет собой развертывание покоя, а время развертывание теперешнего момента .
Высшую теоретическую способность составляет разум. Эти философы считали разум средством постижения высших и последних оснований бытия и сознания, главным орудием метафизики (в смысле «первой философии»). Такое истолкование разума присуще и Николаю, полагающему, что «разум... познает лишь всеобщее, нетленное и непрерывное», постигает актуально-бесконечное, абсолютное. В неоплатоновской традиции эта высшая познавательная способность человеческого духа трактовалась как интуиция, не связанная с дискурсивным мышлением и представляющая главное средство «постижения» божественного абсолюта. Мистическое истолкование разума мы встречаем и у Николая. Оно выражается в положениях о непознаваемости божественного абсолюта, в агностическом утверждении, согласно которому «сущность вещей, которая есть истина бытия, непостижима в своей чистоте».
Особенно важен здесь тезис о непостижимости самого разума. Она и превращает разум в мистическую интуицию. Над дискурсивной стороной разума, обращенной к рассудку, возвышается сугубо таинственная абсолютная созерцающая сила. Философ называет ее подлинным видением, или интеллектуальной интуицией.
He вдаваясь в дальнейшие подробности, подчеркнем, что именно разум составляет, по Николаю, средоточие диалектической способности человека, служит органом диалектического мышления: как высшая теоретическая способность человеческого духа, мыслящая бесконечное, разум не только осмысливает противоположности в их единстве, но и усматривает их тождество. Именно в связи с характеристикой диалектической природы разума Николай предвосхищает критику метафизического характера деятельности рассудка. Рассудок, лишенный бесконечной силы разума, «спотыкается», «не может связать противоречия, разделенные бесконечностью» в этой связи он подвергает критике метафизичность схоластических последователей Аристотеля: они придерживаются лишь «утвердительного метода», мыслят конечными понятиями, не понимают, каким образом возможно совпадение противоположностей . А оно возможно именно потому, что, как мы видели, и бог, и мир, и человек заключают в себе противоположности. Разум, мысля бесконечное и единое, постигает мир в противоположностях. Бесконечность же «заставляет нас полностью преодолевать всякую противоположность». Но постижение тождества противоположностей, сливающихся в актуальной бесконечности, дело уже не дискурсивной, а интуитивной, мистической стороны человеческого разума. Именно она отождествляет субъект с объектом. Здесь-то и достигается «обожествление», деификация человека.
2.5. Истина и познаваемость мира
Вместе с тем учение о познании совпадения противоположностей имеет ближайшее отношение к глубокой диалектике истины, развитой автором «Ученого незнания». Суть ее заключается в положении, согласно которому истина неотделима от своей противоположности от заблуждения. Заблуждение так же неотделимо от истины, как тень от света. Ведь даже «высший мир обладает светом, но не без тьмы, в низшем мире господствует тьма, но также не без света».
Познаваемость мира реализуется на фоне непознаваемости бога, абсолюта. Его недостижимость означает, что ни одну из своих истин человеческий ум не должен рассматривать как окончательную и незыблемую. «Божественные пути в точности недостижимы. Однако мы создаем о них предположения, одни более смутные, Другие более ясные». Наиболее ясны истины математики, но и они, будучи рассмотрены в качестве фрагментов бесконечности, являются лишь предположениями «точное познание истины невозможно» .
Диалектика истины, развитая Кузанцем, объясняет и парадоксальное на первый взгляд название его главного труда «Ученое незнание». В отличие от «Ареопагитик» и последующей мистико-теологической традиции, настойчиво указывавшей на человеческое незнание, определяемое абсолютной таинственностью божественного существа, Николай постоянно подчеркивает, что, хотя человеческое незнание и неизбежно, необходимо в самом этом незнании всегда оставаться ученым. Поэтому в области науки знание всегда важнее незнания. Однако и самая глубокая ученость не может скрыть от ума подлинного философа того, что в ряде отношений она не устраняет незнания. Собственно, чем глубже ученость, тем сильнее такое осознание. Догматически, метафизически рассуждающий рассудок, которым в сущности исчерпывалась мудрость схоластики, рассудок, лишенный понимания совпадения противоположностей, склонен рассматривать каждое из своих положений как истинное в последней инстанции. Этой ограниченности полностью лишен разум. Он «так же близок к истине, как многоугольник к кругу; ибо, чем больше число углов вписанного многоугольника, тем более он приблизится к кругу, но никогда не станет равным кругу даже и в том случае, когда углы будут умножены до бесконечности, если только он не станет тождественным кругу» .
Философия Николая Кузанского и его идеи оказали существенное воздействие на дальнейшее развитие философии Возрождения и Нового времени. Непосредственное воздействие идей Николая из Кузы испытал Бруно, который глубоко ценил «божественного Кузанца». Влияние философии Кузанца можно обнаружить у Декарта. Многие из его идей, и в особенности идея единства противоположностей и возможность его познания посредством разума, преодолевающего метафизическую ограниченность рассудочного познания, возрождаются в немецком классическом идеализме.
Заключение
Можно сделать вывод о том, что основное содержание творчества Николая Кузанского было плодотворным и прогрессивным для развития философии.
Прогрессивное значение его творчества определяется той ролью, которую Кузанец сыграл в истории диалектики.
Именно диалектическое учение Николая Кузанского о совпадение противоположностей нашло свое продолжение и развитие в философии немецкого классического идеализма конца XVIII - начала XIX веков. Диалектичность философии Николая Кузанского позволила ему сделать шаги к материализму.
Эти шаги, не будучи последовательными, привели философа к пантеизму, заключавшему в себе известную материалистическую тенденцию.
Именно понимание бога как «свернутого» и мира как «развернутого» максимума нашло свое продолжение в материалистическом пантеизме Б. Спинозы.
Не менее важную роль сыграла также космология Николая Кузанского, базировавшаяся на диалектико-пантеистическом мировосприятии философа. Революционная идея бесконечности Вселенной, идея отсутствия во Вселенной центра и окружности, верха и низа была воспринята и развита Джордано Бруно.
Велика заслуга Кузанца и в разработке гносеологических проблем. В соответствии с потребностями буржуазии Кузанец пытался решить задачу наиболее эффективного познания природы. Он ввел в познание математический и естественнонаучный методы, что роднит его с будущим.
Николай Кузанский одним из первых среди философов высказал мысль о противоречивости процесса познания, догадку о том, что «познание есть вечное, бесконечное приближения мышления к объекту», каковым была для него бесконечность, понимаемая как совпадение противоположностей.
Объективно идеи Кузанца противоречили феодальной идеологии и подрывали ее. Именно в его учении берет свое начало натурфилософия Возрождения. Поэтому на основании вышесказанного Николая Кузанского можно считать одним из выдающихся представителем культуры.
Список литературы
1. Раевская Д. Н. Философия эпохи Возрождения СПб., 2007
2. Соколов В.В. Николай Кузанский // История диалектики XIV-XVIII вв. / Ред. кол.: Каменский 3.А., Нарский И.С., Ойзерман Т.И. М.: Мысль, 1974. - 356 с. С.35-51.
Ключевой фигурой философской мысли Возрождения был Николай Кузанский (1401-1464) , урожденный Николай Кребс (он приобрел вошедшее в историю философии имя по месту своего рождения - небольшого селения Кузы, на берегу Мозеля, в Южной Германии). Отец его был рыбаком и виноделом. Политическая, научная и философская деятельность Н.Кузанского теснейшим образом связана с Италией, что позволяет рассматривать его философское творчество в рамках итальянской философии.
Получив образование в Гейдельбергском, Падуанском и Кельнском университетах, Кузанский становится священнослужителем и впоследствии кардиналом римско-католической церкви.
Философская и общественная деятельность Николая Кузанского, несмотря на его религиозный сан, активно содействовала секуляризации общественного сознания в целом и философского, в частности. Ему были близки многие идеи гуманизма. Будучи крупнейшим ученым своего времени, он серьезно занимался математикой, астрономией, медициной, географией.
Одно из центральных мест в философии Кузанского занимает учение о Боге. В соответствии со средневековой схоластической традицией он утверждает, что божественное бытие играет решающую роль в становлении мира природы и мира человека. Однако Кузанец отходит от ортодоксальных схоластических идей в толковании Бога и развивает идеи, близкие к античному пантеизму , деперсонализирует Бога, который выступает у него как «неиное», «бытие-возможность», «сама возможность», а чаще всего как «абсолютный максимум», актуальная бесконечность. Мир же есть «ограниченный максимум», потенциальная бесконечность.
Кузанский приходит к мысли о противоречивости Бога, которая обусловлена тем, что абсолютный максимум, являясь бесконечностью, не страдает ни от каких конечных операций. Являясь неделимым, он также есть и абсолютный минимум, и таким образом, представляет собой единство противоположностей - абсолютного максимума и абсолютного минимума. Совпадение максимума и минимума позволяет заключить, во-первых, что Бог пребывает во всем («все во всем») и признание мира вне Бога является непоследовательным; что, во-вторых, Бог есть единство причины и следствия, т.е. творящего и сотворенного; и, наконец, в-третьих, сущность видимых вещей и Бога совпадает, а это свидетельствует об единстве мира. Понимание Бога как единства противоположностей ослабляет его творящие личностные функции, сближает бесконечного Бога и конечный мир, приводит к отходу от принципа креационизма.
Идею генезиса универсума Кузанский развивает в соответствии с неоплатоновским принципом эманации . Божественное начало, будучи неограниченной возможностью всего сущего и абсолютным единством, содержит в себе все бесконечное многообразие природного и человеческого мира в свернутом виде, возникновение мира - результат его развертывания из божественных глубин. Происходит «вечное порождение» неограниченным ограниченного, единым множественного, абстрактно-простым конкретно-сложного, индивидуального. Возвращение многообразного, индивидуального мира природы и человека к Богу представляет своеобразный процесс «свертывания».
Таким образом, не порывая полностью с теистическими взглядами средневековой схоластики, Николай Кузанский выдвигает идею мистического пантеизма , отождествляя творца и творение, растворяя творение в творце. Он пренебрегает идеей разрыва божественного и природного, земного и небесного, характерной для схоластического мышления. Утверждая, что «бытие Бога в мире есть не что иное, как бытие мира в Боге», Кузанский формулирует принципы, присущие культурной и философской традиции эпохи Возрождения, стремящейся понять мир духовный и мир земной как единое целое.
Пантеистические и диалектические идеи Николая Кузанского нашли свое дальнейшее выражение в космологии и натурфилософии. Низведя бесконечность Бога в природу, Кузанский выдвигает идею бесконечности Вселенной в пространстве. Он утверждает, что сфера неподвижных звезд не есть окружность, замыкающая мир: « ... машина мира будет как бы иметь повсюду центр и нигде окружность. Ибо ее окружность и центр есть Бог, который всюду и нигде». Вселенная однородна, в разных частях ее господствуют одинаковые законы, любая часть Вселенной равноценна, ни одна из звездных областей не лишена обитателей.
Исходные положения космологии Кузанского явились основанием для утверждения, что Земля не является центром Вселенной, она имеет такую же природу, как и другие планеты и находится в постоянном движении. Подобный взгляд противоречил господствующему в эпоху средневековья представлению о конечности мироздания в пространстве и о Земле как о его центре. Кузанский в умозрительной форме переосмыслил аристотелевско-птолемеевскую картину мира и явился предвестником гелиоцентрического взгляда на мироздание. Он предвосхитил своей концепцией выводы Коперника, который «сдвинув Землю, остановил Солнце» и ограничил Вселенную сферой неподвижных звезд.
Космологические идеи Кузанского оказали большое влияние на Дж. Бруно, который преодолел узость взглядов Коперника, опираясь на глубокие диалектические идеи Кузанского.
Природный мир, согласно Кузанцу, представляет собой живой организм, одушевленный мировой душой. Все части этого мира находятся в общей связи и существуют в постоянной динамике. Природа противоречива, выступает как единство противоположностей. «Все вещи, - пишет Кузанский в «Ученом незнании», - состоят из противоположностей... выявляя свою природу из двух контрастов путем преобладания одного над другим». Примеры совпадения противоположностей он черпает, как правило, из математики , ибо считает, что в основе всех явлений лежат математические принципы. Распространение принципа единства противоположностей на реальный природный мир позволило Кузанскому занять видное место в истории развития диалектики.
Особое внимание в философии Николая Кузанского уделено учению о человеке . Кузанский отказывается от христианской идеи креационизма в трактовке человека и возвращается к идеям античности, рассматривающим человека как своеобразный микрокосм. Пытаясь связать микрокосм с божественной сущностью, он вводит понятие «малого мира», т.е. самого человека, «большого мира» , т.е. универсума и «максимального мира» - божественного абсолюта. Согласно Кузанскому, малый мир - подобие большого, а большой - подобие максимального. Данное утверждение необходимо приводит к выводу, что малый мир, человек, не только воспроизводит окружающий его многогранный природный мир, но и является подобием мира максимального Бога.
При поверхностном анализе создается впечатление, что уподобляя человека Богу, Николай Кузанский не выходит за рамки средневековой ортодоксии. Однако, при более глубоком рассмотрении, становится ясным, что он не столько уподобляет человека Богу, сколько приходит к его обожествлению, называя человека «человеческим Богом» или «очеловечившимся Богам» . Человек, с точки зрения Кузанского, есть диалектическое единство конечного и бесконечного, конечно-бесконечное существо. В онтологическом плане человек стоит выше всех остальных творений Бога, за исключением ангелов, максимально приближен к Богу. «Человеческая природа есть вписанный в круг многоугольник, а круг - божественная природа», - заявляет Кузанский в «Трактате об ученом незнании».
Обожествляя человека, Кузанский высказывает мысль о его творческой сущности. Если абсолют, Бог, есть творчество, то человек, подобно Богу, также является абсолютом, представляет собой творческое начало, т.е. обладает полной свободой воли.
Натуралистические, близкие к антропоцентризму тенденции философии Николая Кузанского были усилены в позднейших гуманистических концепциях итальянского Возрождения ХV в.
Учение Кузанского о человеке тесно связано с гносеологическими проблемами и решением вопроса о познавательных возможностях человека. Основную задачу познания Кузанский видит в устранении схоластической веры в авторитеты. «Ничей авторитет мной не руководит, даже если побуждает меня к движению», - пишет он в диалоге «Простец об уме», а в диалоге «Простец о мудрости» Кузанский сравнивает схоласта, скованного верой в авторитет, с конем, который по природе свободен, но привязан уздой к кормушке и не может есть ничего другого, кроме того, что ему подали. Кузанский полагает, что человек, как микрокосм, обладает естественной способностью познания природы. Его познавательные возможности реализуются посредством ума , уподобляемого божественному, творческому уму. Ум - индивидуален, что обусловлено различным телесным устройством людей. Существуют три способности, три вида ума: чувство (ощущения плюс воображение), рассудок и разум.
Выделение чувственного познания как одной из познавательных способностей человека свидетельствует о том, что Кузанский не отрицает необходимости опытно-эмпирического изучения действительности, а это выходит за рамки средневековой традиции. Однако он считает чувственное познание наиболее ограниченной разновидностью ума, присущей даже животному. Чувственное познание человека подчинено различающему и упорядочивающему началу рассудка. Но ни чувства, ни рассудок не способны познать Бога. Они представляют собой инструмент для познания природы. Кузанский не сомневается в возможности познания природы, методологическим стержнем которого является математика.
Разум - высшая познавательная способность человека. «Разум не может ничего постигнуть, чего не было бы уже в нем самом в сокращенном, ограниченном состоянии». Разум полностью изолирован от чувственно-рассудочной деятельности, являясь сугубо умозрительной, чисто духовной сущностью, порождением самого Бога. Он способен мыслить всеобщее, нетленное, постоянное, приближаясь тем самым к сфере бесконечного и абсолютного. Присущее разуму понимание бесконечности приводит его к пониманию смысла противоположностей и их единства. В этом заключается превосходство разума над рассудком, который «спотыкается оттого, что далек от этой бесконечной силы и не может связать противоречия, разделенные бесконечностью».
Рассматривая основные познавательные возможности человека в их взаимодействии, Кузанский приходит к мысли, что процесс познания есть единство противоположных моментов - познаваемой природы и непознаваемого Бога, ограниченных способностей чувства и рассудка и более высоких возможностей разума.
Проблема истинности знания решается Кузанским диалектически. В основе учения об истине находится положение: истина неотделима от своей противоположности - заблуждения, как свет неотделим от тени, без которой он невидим». Человек в познавательной деятельности способен лишь к более или менее точному представлению о сущности мира, ибо божественные пути непостижимы, их невозможно осмыслить точно и непротиворечиво. Противоречивость «ученого» незнания может понять только разум, который тем самым приближается к истине. Однако «наш разум... никогда не постигает истину так точно, чтобы не мог постигать ее все точнее без конца, и относится к истине, как многоугольник к кругу: будучи вписан в круг, он тем ему подобнее, чем больше углов он имеет, но даже при умножении своих углов до бесконечности он никогда не равен кругу». Что касается рассудка, то он догматичен, склонен рассматривать каждое из своих положений как истину в последней инстанции. Кузанский полагает, что разуму необходимо постоянно преодолевать догамтическую самоуверенность рассудка относительно окончательной истинности суждений, тем самым способствуя пониманию истины как процесса все большего углубления познания на пути к недостижимому абсолюту.
Философские воззрения Николая Кузанского сыграли существенную роль в преодолении схоластической традиции в философии, в развитии идей позднего Возрождения
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОЛГОГРАДСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
Факультет государственного муниципального управления
Кафедра философии и культурологии
ПОНЯТИЕ БЕСКОНЕЧНОСТИ В ФИЛОСОФИИ НИКОЛАЯ КУЗАНСКОГО
Курсовая работа
по дисциплине «Философия»
Выполнила
студентка группы УП-100
Квициния Шьайза Хаджаратовна
Научный руководитель
кандидат философских наук, преподаватель
Сивков Денис Юрьевич
Волгоград
Глава I Учение о бесконечности……….. …………………...4
1.1 О непостижимости истины………………….................4
1.2 О совпадении противоположностей………….…..........5
Вывод……………………………………………………..11
Глава II ”Свернутость-развернутость”………………………..13
2.1 Об отношении между Богом и миром.…………………….13
2.2 Вселенная у Кузанского…………………………………….15
ГлаваIII Человек как микрокосм……………………………….17
Заключение………………………………………………………20
ВВЕДЕНИЕ.
Николай Кузанский один из крупнейших европейских мыслителей XVвека. Он является одним из самых видных гуманистов эпохи Возрождения и считается родоначальником итальянской натурфилософии. Николай Кузанский(1401-1464 гг, родился в Германии, учился в Падуе).Выходец из семьи винодела и рыбака, он прошел все ступени священства, пройдя путь до папского кардинала и епископа. Его деятельность как философа, общественно-политического деятеля и служителя церкви, во многом способствовала назревавшей в то время секуляризации.
Трактат “Об ученом незнании” был написан в 1440 году и являлся первой философской книгой Николая Кузанского. Кузанца принято называть первым мыслителем эпохи Возрождения благодаря разработанной и предложенной им оригинальной доктрине “ученого незнания” и, соответственно, вытекающей из нее особой концепции человека.
Цель нашей курсовой работы -изучение трактата “Об ученом незнании”, а конкретно -изучение понятия бесконечности в философии Николая Кузанского.
Трактат Кузанского “Об ученом незнании” состоит из трех главных составляющих:
1.Учение о бесконечности
2.Учение о человеке как микрокосме
3.Идея взаимосвязи всех явлений
В нашей работе, состоящей из введения, трех глав и заключения, мы подробно остановимся на рассмотрении всех главных тем “ученого незнания”.
1.Учение о бесконечности.
1.1 О непостижимости истины
В начале своей работы Николай Кузанский излагает причину ее написания- стремление постигнуть истину. Процесс познания автор связывает с деятельностью разума, причем путь такого исследования или познания основывается на сравнении и сопоставлении, т.к суждение о чем-либо неизвестном всегда начинается с его сравнения при помощи тех или иных соотношений с заранее полагаемым известным. Наш конечный разум, исходя из подобий, не имеет возможности с точностью постичь истину всех вещей. Нельзя найти в природе два или несколько предметов до такой степени подобных или равных, чтобы не существовало еще более схожих вещей в бесконечном числе. Различия будут всегда, насколько бы ни были равны меры и измеренные предметы. Истина по природе своей неделима и не способна воспринимать большее или меньшее. Все, что не является само по себе истинным, не может с точностью измерять истину. Поэтому разум, который сам по себе не является истиной, не способен постичь истину с такой точностью, которую нельзя было бы постичь более точным образом через бесконечность.
Познавательная установка -ученое незнание, основана на понимании радикальной диспропорции между конечностью человеческого разума и бесконечностью, которую он хочет охватить. Кузанец говорит о том, что все то, что мы хотим познать, есть наше незнание. “Наш конечный разум, двигаясь путем уподоблений, не может поэтому в точности постичь истину вещей. Ведь истина не бывает больше и меньше, она заключается в чем-то неделимом и, кроме как самой же истиной, ничем в точности измерена быть не может, как круг, бытие которого состоит в чем-то неделимом, не может быть измерен не-кругом. Не являясь истиной, наш разум тоже никогда не постигает истину так точно, чтобы уже не мог постигать ее все точнее без конца, и относится к истине, как многоугольник к кругу: будучи вписан в круг, он тем ему подобнее, чем больше углов имеет, но даже при умножении своих углов до бесконечности он никогда не станет равен кругу, если не разрешится в тождество с ним.” (гл.3 кн.1)
1.2 О совпадении противоположностей
В своей работе Кузанский вводит понятие максимума, который он определяет, как бесконечное бытие Бога. Нет ничего большего чем максимум, ведь он- все, что есть, но нет и ничего меньшего чем максимум, ведь он- это все, что есть. Таким образом, что-то меньшее, чем ВСЕ, не может существовать и одновременно не быть причастным всему, что существует. Максимум лишен всяких градаций, это то, что за пределом всякой меры, это абсолютная простота, все различия в которой находятся в свернутом состоянии. Максимум непостижим, среди конечных вещей максимум не существует. Максимум есть многообразие всего, что существует в действительности и всего, что пока существует только в возможности. Максимум- это совмещение в единстве всех противоположностей и различий. Исходя из этой концепции максимума, Кузанский по-своему обосновывает понятие бесконечности, бесконечности, присущей только бытию Бога. Абсолютное единство или высшая полнота бытия- есть максимум, который присущ лишь божеству.
Бог- абсолютное единство в смысле максимальной полноты бытия. “Бог, то есть сама абсолютная максимальность, есть свет" и "Бог есть так же максимальный свет, как минимальный свет". Ведь не будь абсолютная максимальность бесконечной, не будь она всеобщим пределом, ничем в мире не определяемым, она не была бы и актуальностью всего возможного”.(гл.4,кн.1)
Бытие как абсолютное единство содержит в себе и максимум, и минимум, а они есть противоположности по своей сути, отсюда следует вывод, что это бесконечное бытие есть совпадение противоположностей, как совпадение полноты и простоты.” Бесконечность по Кузанцу есть максимальное бытие, абсолютное единство или интеграция всех различий и противоположностей.
Николай Кузанский рассматривает бесконечность как некую фигурную конструкцию, которая подчинена принципу упорядочения. В главе пятой своего трактата Кузанский предельно понятно, так, что его рассуждения не вызывают никаких сомнений, показывает нам, что, если в системе натуральных чисел начать переходить от одного конечного числа к другому, то мы нигде не сможем остановиться. Ведь в ряду натуральных чисел каждое конечное число возможно только в том случае, если есть еще большее число, даже если оно больше только на единицу. Таким образом, переходя от одного числа к другому, мы понимаем, что есть бесконечное число которое мы не можем получить, присоединив единицу к тому или иному конечному числу, каким бы большим оно не было. И эту бесконечность мы не можем ни увеличить, ни уменьшить, ни умножить, ни разделить.
Бесконечность +1 все равно есть бесконечность, бесконечность – 1 тоже бесконечность, бесконечность умноженная на любое конечное число так и останется бесконечностью. И бесконечность разделенная на то или иное число в результате даст нам ту же бесконечность. Отсюда можно сделать вывод, что существует абсолютный максимум, который невозможно изменить никакими конечными операциями, но являясь неделимым, он есть также абсолютный минимум, таким образом, абсолютный максимум и абсолютный минимум есть одно и то же.” Абсолютный максимум пребывает в полной актуальности, будучи всем, чем он может быть, и по той же причине, по какой он не может быть больше, он не может быть и меньше: ведь он есть всё то, что может существовать. Но то, меньше чего не может быть ничего, есть минимум. Значит, раз максимум таков, как сказано, он очевидным образом совпадает с минимумом.”(гл.4,аб.2,кн.1)
”И поскольку абсолютный максимум есть абсолютная актуальность всего могущего быть, причем настолько без всякого противоположения, что совпадает с минимумом, то он одинаково выше и всякого утверждения, и всякого отрицания. Все, что мы о нем думаем, он не больше есть, чем не есть, и все, что мы о нем не думаем, он не больше не есть, чем есть: он есть так же это вот, как и все, и он так же все, как и ничто; и он больше всего есть именно эта вот вещь так, что вместе и меньше всего она”(гл.4,кн.1). То есть, мы можем сказать, что Кузанец делает вывод о том, что бесконечность есть абсолютное совершенство, абсолютная полнота бытия, которая находится вне любых степеней и различий. Кузанский пишет: “мы видим, что абсолютный максимум есть бесконечность, которой ничто не противостоит и с которой совпадает минимум”.(гл.4,аб.5,кн.1)
Это является одной из причин, по которой, чтобы познавать конечные вещи, в познании мы должны начинать с бесконечного, а не с конечного и в этом смысле определенного.
Таким образом, раз человеческий разум не может постичь бесконечность, значит он максимально приближается к ней тогда, когда сталкивается с чем-то абсурдным, немыслимым с человеческой точки зрения. Таким является по Кузанскому прежде всего “совпадение противоположностей”.Доктрина Кузанского о “совпадении противоположностей” имеет основополагающее значение для его философии: максимум содержит в себе И ТО,И противоположное ему ДРУГОЕ, одновременно ЕСТЬ И ТО И ДРУГОЕ. Говоря словами Кузанского “абсолютный максимум пребывает в полной актуальности, будучи всем, чем он может быть”.
Кузанский начинает аргументацию “Об ученом незнании ” с утверждения, что процесс человеческого познания возникает благодаря сравнению известного и неизвестного.
Популярная философия Гусев Дмитрий Алексеевич
§ 27. Совпадение противоположностей (Николай Кузанский)
Другим выдающимся представителем философии Возрождения являлся немецкий мыслитель Николай Кузанский. Подобно Джордано Бруно, он являлся пантеистом и утверждал, что бесконечное мироздание и есть Бог, находящийся во всем существующем, везде и потому нигде конкретно, слитый со всем воедино. Бог – это все вообще – само Бытие или «максимум Бытия », как говорил Кузанский. Все вещи, предметы и тела мироздания – это воплощенное в нечто конкретное и телесное божество. Вселенная есть развернутый Бог, а Бог – свернутая в единое Вселенная.
В результате, любая вещь – проявление Бога, его реализация, его воплощение в неком определенном предмете. Другими словами, Бог представляет некую единую, однородную основу всего, идеальную и бесконечную сущность, которая обнаруживает себя через материальные, конечные, отдельные вещи. Бог один, а предметов в окружающем нас мире – огромное множество, которое и есть развертывание или проявление, или инобытие (то есть существование в другой форме) единого божества, тождественного всему мирозданию. Вещи, которые мы наблюдаем вокруг себя совершенно различны и непохожи друг на друга. Но это только с точки зрения самих этих вещей.
Если посмотреть на них с точки зрения бесконечного Бога, тогда следует, что все вещи – одно и то же, так как любая из них – только воплощение Бога, его форма, модус, частица, его обнаружение. Данная мысль не является новой. Вспомним, как милетские философы говорили, что за видимым разнообразием мира скрывается невидимое его единство, все вещи – только разные формы или состояния некого однородного мирового вещества (воды, воздуха и т. п.) и поэтому, по большому счету, надо говорить не о различии вещей, а об их сходстве и даже тождественности.
Николай Кузанский мировой основой всего сущего объявляет пантеистическое безличное начало – бесконечного Бога и говорит, что вещи, представляющиеся нам различными с точки зрения повседневности и здравого смысла, являются на самом деле тождественными, так как все они – проявления данного пантеистического начала. Однако различия между ними стираются и пропадают, если воспринимать их не в качестве отдельных предметов, а рассматривать в Боге, то есть – с точки зрения бесконечности. Повседневное мышление, утверждает Кузанский, никогда не может постичь, каким образом различное может быть одинаковым, как противоположности могут сливаться в одно целое и переставать быть противоположностями. Обыденное сознание мыслит все в конечных, ограниченных масштабах, не может взглянуть на вещи с глобальной точки зрения. Философское мышление, наоборот, вполне может отрываться от привычной реальности, воспринимать бесконечность, и поэтому ему доступно кажущееся парадоксальным и невероятным – совпадение противоположностей. Только необходимо еще раз подчеркнуть, что различное отождествляется только в бесконечности, сливается в одно только в единой и вечной основе всего существующего – пусть это некое мировое вещество или какое–либо духовное начало.
Для иллюстрации подобного положения Николай Кузанский приводит несколько математических примеров. Представим себе окружность и проходящую рядом с ней прямую. Очевидно, что это совершенно разные геометрические фигуры. Если увеличивать радиус окружности, кривизна на каждом конкретном ее участке будет уменьшаться. При увеличении радиуса до бесконечности(!) окружность превратится в прямую, то есть перестанет быть собой.
Подобным образом можно рассмотреть треугольник и прямую. Если уменьшать углы при основании треугольника до бесконечности, он станет прямой. Представим, что в окружность вписан многоугольник. Если увеличивать количество его сторон или граней до бесконечности, он превратится в окружность. Наконец, покажем, что с точки зрения бесконечности 2 и 5, 3 и 7, 9 и 15 и любые две другие величины – одно и то же, что различия между ними стираются и пропадают. Допустим, что перед нами – два отрезка по 10 см каждый. Один разделим на части по 5 см, а другой разделим на части по 2 см. Первый, таким образом, распадётся на 2 части, а второй – на пять частей. Получается, что мы делили одинаковые отрезки, на разные величины (на 5 см и на 2 см) и поэтому получили разные результаты, следовательно, различие между пятеркой и двойкой очевидно. Но 5 и 2 отличаются друг от друга только в конечном, ограниченном масштабе - мы рассматривали два отрезка. Теперь представим себе, что перед нами – две прямые (бесконечные линии). Первую прямую разделим на отрезки по 5 см, а другую – на отрезки по 2 см. Сколько частей получится на первой прямой? А на сколько частей распадется вторая прямая? И в первом случае и во втором количество получившихся частей будет бесконечным. Таким образом, мы делили две бесконечные линии на разные величины, а результат получили один и тот же.
Единственное, что следует из этого – разница между двойкой и пятеркой исчезает в бесконечности, равно как и различия между любыми двумя другими величинами неизменно стираются в бесконечном масштабе. Хотя математические примеры и являются наиболее наглядными, совпадение противоположностей в бесконечности можно увидеть и в совершенно иных сферах. Например, если бы человек был бессмертным (то есть бесконечным) существом, возник бы в его сознании вопрос о смысле жизни? Нет. Так и в данном случае автоматически отпали бы вопросы о предназначении человека, о его долге и ответственности, исчезли бы цели, задачи, стремления и желания. Перед лицом бесконечности все пропадает, теряется и исчезает.
По мнению Кузанского, задача философского познания заключается не в последовательном изучении отдельных вещей и предметов окружающего мира, а в постижении бесконечности, единой мировой сущности, которая и есть все. Но если о каждой конкретной вещи вполне можно получить определенное знание, постичь бесконечность совершенно невозможно, о ней может быть только незнание. Однако данный факт вовсе не означает отказа от метафизического познания, от желания открыть непостижимое. Философия и является любовью к мудрости, стараясь совершить кажущееся в принципе невероятным, сделать невозможное, стремиться к немыслимому.
Из книги Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения автора Перевезенцев Сергей ВячеславовичНИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (1401–1464)
Из книги Краткая история философии [Нескучная книга] автора Гусев Дмитрий Алексеевич8.2. Природа – это бесконечный Бог (Николай Кузанский) Выдающиеся пантеистические учения в эпоху Возрождения создали немецкий философ Николай Кузанский и итальянский мыслитель Джордано Бруно. Николай Кузанский утверждал, что бесконечное мироздание есть Бог, находящийся
Из книги Любители мудрости [Что должен знать современный человек об истории философской мысли] автора Гусев Дмитрий АлексеевичНиколай Кузанский. Природа – это бесконечный Бог Выдающиеся пантеистические учения в эпоху Возрождения создали немецкий философ Николай Кузанский и итальянский мыслитель Джордано Бруно. Николай Кузанский утверждал, что бесконечное мироздание есть Бог, находящийся во
Из книги Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении автора Ильенков Эвальд ВасильевичГлава 3. СОВПАДЕНИЕ АБСТРАКТНОГО И КОНКРЕТНОГО -- ЗАКОН
Из книги Монизм как принцип диалектической логики автора Науменко Л К2. Совпадение логики, диалектики и теории познания Можно бесконечно долго спорить о том, насколько это совпадение полно, насколько философские дисциплины покрывают друг друга, до тех пор, пока этот тезис понимается исключительно как абстрактно философский,
Из книги 100 великих мыслителей автора Мусский Игорь АнатольевичНИКОЛАЙ КУЗАНСКИЙ (1401–1464) Философ, теолог, ученый, церковно-политический деятель. Ближайший советник папы Пия II, кардинал (1448). Исходя из идей неоплатонической диалектики и немецкой мистики, развил учение об абсолюте как совпадении противоположностей (тождество
Из книги История средневековой философии автора Коплстон ФредерикНиколай Кузанский В историях средневековой мысли нам часто приходится читать о крушении или распаде средневекового синтеза. Такое словоупотребление предполагает идею органического синтеза различных элементов - философии и теологии, церкви и государства, - который
Из книги Популярная философия автора Гусев Дмитрий Алексеевич§ 27. Совпадение противоположностей (Николай Кузанский) Другим выдающимся представителем философии Возрождения являлся немецкий мыслитель Николай Кузанский. Подобно Джордано Бруно, он являлся пантеистом и утверждал, что бесконечное мироздание и есть Бог, находящийся во
Из книги Основы философии автора Бабаев ЮрийНиколай Кузанский – предтеча философии Нового времени Николай Кузанский (1401-1464) – один из интереснейших мыслителей позднего средневековья, выразитель духовных исканий эпохи Возрождения, а его идеи, не всегда четко очерченные, позже преломились в гелиоцентрической
Из книги Введение в философию автора Фролов Иван6. Возрожденческая трактовка диалектики. Николай Кузанский и принцип совпадения противоположностей Одним из характерных представителей ренессансной философии был Николай Кузанский (1401–1464). Анализ его учения позволяет особенно ясно увидеть различия между
Из книги Ностальгия по истокам автора Элиаде МирчаПолярность и совпадение противоположностей Конечно, пара Митра и Варуна - это не первозданная модель полярности, а только самое значительное выражение, с точки зрения религии и мифологии, того закона, в котором мышление индусов отождествляло фундаментальную структуру
Из книги Далекое будущее Вселенной [Эсхатология в космической перспективе] автора Эллис Джордж6.2.1. Случайность (или совпадение) Возможно, все ключевые свойства нашей вселенной определяет фундаментальная система уравнений, которая в один прекрасный день будет написана на футболках. В таком случае то, что эти уравнения допускали процесс неизмеримо сложной
Из книги Итоги тысячелетнего развития, кн. I-II автора Лосев Алексей Федорович2. Частичное или полное совпадение разграниченных моментов Само собой разумеется, что изложенное у нас сейчас разграничение мифа с другими, соседними категориями ни в каком случае не могло быть в античности окончательным. Такое окончательное разграничение и
Из книги История новоевропейской философии автора Васильев Вадим ВалерьевичНиколай Кузанский … Он заранее задает возможность ответов и предопределяет эти ответы. Во всяком случае, объективно это не так. а субъективно не исключено все же. Потому, что Николай Кузанский обладал настолько мощным арсеналом, доказательными средствами, что в принципе,
Из книги Философия автора Спиркин Александр Георгиевич3. Николай Кузанский Уникальнейшим явлением в философии XV в., хотя и вполне объяснимым как естественный результат развития всей предшествующей философской мысли и выражения потребностей духовной жизни той эпохи, стали творения выдающегося, многогранного мыслителя
Из книги Удивительная философия автора Гусев Дмитрий АлексеевичПрирода – это бесконечный Бог. Николай Кузанский Выдающиеся пантеистические учения в эпоху Возрождения создали немецкий философ Николай Кузанский и итальянский мыслитель Джордано Бруно. Николай Кузанский утверждал, что бесконечное мироздание есть Бог, находящийся во
На основе открытий и технического прогресса в эпоху Возрождения развивается своеобразная натурфилософия (философия природы).
Крупнейшими представителями натурфилософии являются Николай Кузанский, Джордано Бруно, Николай Коперник, Леонардо да Винчи, Галилео Галилей. Обобщая их взгляды, можно сформулировать основные положения, присущие их учениям.
1. Натурфилософия носила зачастую пантеистический характер, т. е., прямо не отрицая Бога, она отождествляла его с природой. 2. Познание Бога-Вселенной проходит через следующие этапы: чувственное восприятие; рассудок, разделяющий противоположности; разум, их составляющий; интуиция.
Чувственное и рациональное при этом сливаются, становятся единым в познании окружающей природы.
Николай Кузанский один из крупнейших европейских мыслителей XVвека. Он является одним из самых видных гуманистов эпохи Возрождения и считается родоначальником итальянской натурфилософии. Николай Кузанский(1401-1464 гг, родился в Германии, учился в Падуе).Выходец из семьи винодела и рыбака, он прошел все ступени священства, пройдя путь до папского кардинала и епископа.
Н. Кузанский высказывал глубоко диалектические идеи в его учении о Боге как бесконечности в пространстве – «абсолютном максимуме».
Николай Кузанский рассматривает бесконечность как некую фигурную конструкцию, которая подчинена принципу упорядочения. Если в системе натуральных чисел начать переходить от одного конечного числа к другому, то мы нигде не сможем остановиться. Ведь в ряду натуральных чисел каждое конечное число возможно только в том случае, если есть еще большее число, даже если оно больше только на единицу. Таким образом, переходя от одного числа к другому, мы понимаем, что есть бесконечное число которое мы не можем получить, присоединив единицу к тому или иному конечному числу, каким бы большим оно не было. И эту бесконечность мы не можем ни увеличить, ни уменьшить, ни умножить, ни разделить.
Бесконечность +1 все равно есть бесконечность, бесконечность - 1 тоже бесконечность, бесконечность умноженная на любое конечное число так и останется бесконечностью. И бесконечность разделенная на то или иное число в результате даст нам ту же бесконечность. Отсюда можно сделать вывод, что существует абсолютный максимум, который невозможно изменить никакими конечными операциями, но являясь неделимым, он есть также абсолютный минимум, таким образом, абсолютный максимум и абсолютный минимум есть одно и то же.” Абсолютный максимум пребывает в полной актуальности, будучи всем, чем он может быть, и по той же причине, по какой он не может быть больше, он не может быть и меньше: ведь он есть всё то, что может существовать. Но то, меньше чего не может быть ничего, есть минимум. Значит, раз максимум таков, как сказано, он очевидным образом совпадает с минимумом.
Бытие как абсолютное единство содержит в себе и максимум, и минимум, а они есть противоположности по своей сути, отсюда следует вывод, что это бесконечное бытие есть совпадение противоположностей, как совпадение полноты и простоты.” Бесконечность по Кузанскому есть максимальное бытие, абсолютное единство или интеграция всех различий и противоположностей.
Бог- абсолютное единство в смысле максимальной полноты бытия. “Бог, то есть сама абсолютная максимальность, есть свет" и "Бог есть так же максимальный свет, как минимальный свет". Ведь не будь абсолютная максимальность бесконечной, не будь она всеобщим пределом, ничем в мире не определяемым, она не была бы и актуальностью всего возможного”.
Пантеизм Дж. Бруно.
Джордано Бруно (1548-1600) - итальянский философ, во взглядах которого философская мысль эпохи Возрождения нашла свое полное выражение. Создатель религии космоса. Проповедовал свои идеи в университетах Англии, Германии, Франции, Швейцарии. Приговорен к смертной казни инквизицией за еретический религиозный мессианизм. Сожжен на костре в Риме.
Учение Бруно. - специфический поэтический пантеизм, основанный на новейших достижениях естественнонаучного знания (особенно гелиоцентрической системе Коперника) и фрагментах эпикуреизма, стоицизма и неоплатонизма. Он рассматривал окружающий нас мир как единый, в котором материя и форма слиты вместе. Вселенная, по Бруно, едина, бесконечна и неподвижна. В ней происходят постоянные изменения и движения, но в целом она не двигается, ибо наполняет все вокруг нас. Вселенная представляет собой совпадение Бога и природы, материи и формы, единства и множественности. Идея Единого пронизывает все основные положения философии Бруно. Единое для Бруно - это одновременно сущность бытия и форма его существования. Единое - это такая категория, которая, по Бруно, объясняет все в мире - и его изменчивость, и его постоянство. Все противоречия и противоположности объяснимы тем, что Вселенная едина. .Бесконечная вселенная в целом - это Бог. Он находится во всем и повсюду, не "вне" и не "над", но в качестве "наиприсутствующего".
Бруно подчеркивает, что во Вселенной духовная и телесная субстанции имеют одно бытие, один корень. Материя обладает свойством божественности. Этим Бруно отвергал идею творения и обусловленности природы Богом как внешнего источника ее существования. Таким образом, Бруно стоял на позициях радикального пантеизма. Материю Бруно рассматривал как состоящую из атомов, следуя в этом отношении за античными атомистами. Все в природе, согласно Бруно, состоит из неделимых частиц, атомов, которые определяют единство всех вещей. Атомистическое понимание природы Бруно формулирует в виде концепции минимума: в мире не существует ничего, кроме минимума, который определяет все в мире, весь максимум. В минимуме заключена вся сила, а потому он представляет собой максимум вещей. Минимум определяет максимум. Абсолютный минимум во Вселенной - это атом, в математике - точка, в сфере метафизики - монада. Минимум или монада образуют все то, что определяют максимум и целое. В монаде отражаются все свойства природы. Здесь Бруно стоит на позициях диалектического совпадения противоположностей. В своей диалектике Бруно идет вслед за Николаем Кузанским, но распространяет эту диалектику на всю природу. Согласно Бруно, вся Вселенная одушевлена, ей присуще внутреннее жизненное начало, которое он называет "мировой душой". Всеобщей одушевленностью Бруно объяснял причины движения в природе, которая обладает свойством самодвижения. Признавая всю природу одушевленной, Бруно тем самым занимал позиции гилозоизма, который в то время, в условиях господства схоластики и теологии, играл прогрессивную роль, так как признавал человека частью природы. Бруно разрабатывал вопросы космологии, опираясь на гелиоцентрическую теорию Коперника. Он утверждал, что Вселенная бесконечна, что вокруг нас существует только одна Вселенная и в ней присутствует бесчисленное количество миров. Численность отдельных вещей также бесконечна, хотя каждая вещь представляет конечную величину. Признание существования одной Вселенной исключает у Бруно наличие внешнего Бога, сотворившего мир. Бруно отвергает креационизм и полагает, следуя своему пантеизму, что природа есть Бог в вещах, материя - это божественное бытие в вещах. Бог заключен в вещах в качестве деятельного принципа. Природа и Бог -это одно и то же, они обладают одним и тем же единым началом: это один и тот же порядок, закон, который определяет ход вещей. Бруно отождествляет Бога с природой, понимаемой как совокупность закономерностей движения и развития, внутренне присущих, окружающему нас миру. Более того, Бруно отождествляет Бога-природу с материей. Природа есть материя. Таким образом, у Бруно, Бог - это другое название закономерного окружающего мира. С пантеизмом Бруно тесно связана концепция панпсихизма, а именно, что духовная субстанция определяет все многообразие проявления вещей.